# #
Меню
Blackstar

Начну нетривиально. На днях ездила проведать дедушку друга моего детства, лучшего времени чем новогодние праздники для таких церемоний не найти. Ему за семьдесят, и он "продавал родину" еще при СССР, когда такое занятие было чревато последствиями, рискуя подпасть под статью о тунеядстве. В информационную эпоху он, как и многие люди в возрасте, не пожелал входить, довольствуясь прессой (которая приказала долго жить, анапафсо эн эрини) и литературой. Его квартира завалена музыкальными инструментами (обожаю такое), и попив чай, да сыграв Take Five и парочку других композиций, я спросила - слышал ли он новый альбом Дэвида Боуи - Blackstar? И нужно было видеть как его выцветшие глаза, привычно наблюдающие мир взглядом глубокой всепознанной мудрости, наполнились детским любопытством, как он полез в интернет, контакта с которым, насколько я поняла, он старательно избегает, а несколько минут спустя мы уже все вместе слушали/смотрели десятиминутный клип Blackstar. И мне пришло в голову, что это и есть самое сильное проявление Дэвида Боуи - он способен возвращать к жизни, из зимней спячки, даже людей сознательно отказавшихся от информационного пространства, такова сила его имени, ставшего легендарным, его мастерства, увенчанного славой, его музыки, оказавшей колоссальное влияние на огромное число современных музыкантов, если и вовсе не на всех.

В этот раз я вообще не буду касаться технической стороны альбома, эту работу лучше меня (да и вероятно лучше кого-либо) сделал автор Rolling Stone Энди Грин, заглянув в весь процесс записи изнутри, буквально из студии, русскоязычное отделение поступило очень правильно, переведя эту статью, прочтите обязательно. А займусь я объяснением смысла альбома, начиная с ноября, я многим показывала клип, но почему-то почти никто не понимал о чём он, что довольно странно, ведь видеоклип - это простой, понятный и доступный ключ, который позволяет обнажить многие скрытые посылы внутри остальных песен, наводя на них. Перед тем как приступить, я обязана уточнить что это всего лишь моё прочтение, и я в своих предположениях могу заблуждаться, можете предлагать свои.

Первым местом, на котором я застряла на несколько дней, было имя Ормен (Ormen), проблема здесь крылась в том, что герой греческой мифологии Ормен на английском языке звучит как Ormenus, и после недолгих поисков стало понятно что здесь речь о ладье Ormen Lange норвежского короля Олафа Трюггвасона, наиболее известного тем, что он крестил множество Нордических территорий. Во фразе "In the villa of Ormen" можно найти и второй смысл, Ormen в переводе со шведского Змей, что делает большую отсылку к Евангелию от Матфея. В видеоклипе в момент этих строк демонстрируется сцена нахождения тела давно погибшего астронавта, который воспринимается как религиозный знак, что является отсылкой к фразе Артура Кларка "любая достаточно развитая технология не отличима от магии".

Посыл песни "Blackstar" раскрывается в противостоянии известной фразе Белинского "суеверие проходит с успехом цивилизации", напротив, ключевая мысль пытается донести до нас, что невежество компульсивно, что необразованность стимулирует веру, потому что Бог нужен только тому, кто не может без него обойтись, пытаясь осознать причины и механизмы работы вселенной; что любая религия циклична, ведь человечество застряло в своих пеленках, в детской кроватке, потому как конец каждого религиозного культа оставляет после себя массу реликтов и артефактов, которые будут найдены спустя некоторое время, и будут восприняты как новый религиозный знак. Человечество существует уже несколько тысяч лет, и в течение всего этого времени высвобождение из наивных суеверий, из культов верований, ради того чтобы дышать воздухом свободного мышления - было всего лишь лёгкой передышкой, перед новым затяжным броском в отсталость, забитость и дремучесть из-за нахождения нового очередного "черепа астронавта".

Песня плавно перетекает ко второй части, и вот перед нами новый мессия, новая святыня, новая реликвия, новый религиозный текст, новая причина утвердить преимущество мужчины, признав женщину существом нечистым, заставив "стоять на коленях", воспринимая новую идеологию с покорной "улыбкой". Обратите внимание что текст песни старательно избегает объяснений, полагаясь на регулярные отрицания, разве вам такая манера изложения ничего не напоминает? И если вы думаете что альбом Blackstar повествует о прошлом, то вы ошибаетесь, совсем не так, это печальный прогноз будущего, в котором знание и прогресс будут становится все более сложными, становясь недоступными для понимания обычному человеку, и там, где появляется невежественное, необразованное и недопонимающее стадо, тут же появляются авантюристы и шарлатаны, которые сполна воспользуются данной возможностью, и новые секты и религиозные культы вновь расцветут буйным цветом, не нужно думать что высокотехнологичные айфоны и магналевы будут оказывать отрезвляющее воздействие, наш уже имеющийся опыт не демонстрирует этого. Я, к моей глубокой печали, не вижу людей, требующих чтобы священнослужители вернулись к тому, что они так долго защищали, к чтению книг при лучине, к лечебному кровопусканию, к кобыле, запряженной в телегу, к сливной яме для нечистот и золотарям. Они пользуются планшетами, современной медициной, плодами немецкого автомобилестроения, средствами для гигиены и санитарии - и это нисколько не смущает их.

А в дальнейших шести композициях концепция Blackstar находит своё отражение как в исторических сценах, так и в современной жизни, это те далеко идущие последствия, которые продолжают преследовать даже самых развитых из нас, поскольку все мы являемся потомками тех невежд, что в своё время создали этот мемплекс. В песне «'Tis A Pity She Was A Whore» проводится отсылка к пьесе "Нельзя её развратницей назвать" Джона Форда, драматурга шекспировской эпохи, в которой он с большим сочувствием и состраданием оправдывал со стороны гуманизма тему инцеста между братом и сестрой, тем самым бросив своим произведением вызов церковной морали и общественной нравственности того времени. В песне "Lazarus" Дэвид Боуи переиначивает легенду о Лазаре, который физически умер, но его душа осталась жива, что позволило так называемому Иисусу воскресить его тело. Дэвид с горькой иронией сравнивает себя с Лазарем, говоря что он совсем наоборот - успел умереть ментально, но его тело всё еще живо в физическом плане.

"Sue (Or In A Season Of Crime)" рассказывает нам о том, что каждый "скелет в шкафу" рано или поздно будет раскрыт, о том, что любое доверие однажды обретает привкус горькой истины. Кроме того, в песне прослеживается сюжет классической набожной американской семьи 19го века. "Girl Loves Me" - песня о том что навязанная обществу мораль и нравственность не избавляет людей от тех черт и наклонностей, которыми они обладают, а просто формирует подпольные субкультуры, скрытые от чужих глаз, формирует слэнг, вроде Надсата (Заводной апельсин) и Полари (гомосексуальный жаргон) из которых и состоит текст данной композиции.

Есть в альбоме и такая лирика, до которой самостоятельно докопаться я не смогла, и так как до официального релиза поиском смысла занято не так много человек, что также осложняется тем, что нигде не опубликован точный текст песен, оставляя достаточно большое количество неразборчивых фрагментов, которые пока что трудно как-то трактовать. Одной из таких песен является "Dollar Days", о смысле которой я пока что ничего не могу сказать, кроме того что песня производит сильное впечатление, вводит в подавленное состояние своими образами, рисуемыми отдельными, вырванными из контекста, фразами. Завершающая песня "I Can't Give Everything", содержащая отсылку к песне Blackout с альбома Heroes, имплицирует наше несовершенство, она о принципиальной невозможности познать всё, песня о том что это не требуется компенсировать религией, а необходимо принять себя просто такими, какие мы есть.

Дэвид Боуи по прежнему остался самим собой - сложным, глубоким, не поддающимся скорым выводам и оценкам. И в очередной раз (сотый уже наверное?) Боуи подтверждает свой статус универсального музыканта, способного продемонстрировать свою гениальность в любой сфере, лёгкой и поверхностной поп-музыке, ярком глэм-роке, в тонко ощущаемой психоделике, электронном минимализме, или, как в альбоме Blackstar, в эспериментале и арт-роке с сильной интеллектуальной лирикой. И всё также его музыка способна оставить своего слушателя в состоянии восхищенно завороженного очарования.

rate for vee 5of5

Читайте также...

IMAGE
IMAGE
IMAGE
IMAGE
IMAGE
IMAGE
IMAGE
IMAGE

Последние комментарии

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика