Radiohead In Rainbows

Альбом In Rainbows группы Radiohead стал последним альбомом, выходившим не по расписанию, начиная с него новая пластинка выходит аккурат раз в пять лет, что интересно, это был первый альбом, который я ожидала, и могу вам со всей уверенностью сказать что уже тогда, осенью, было слышно кудахтанье на тему того что "Radiohead то ваши ужо давно исписалися...". Но вышел In Rainbows, и квохтанья поубавилось, лишь самые упорные продолжали настаивать на своём. Одним из огромнейших плюсов этого альбома было то, что он накрывал целиком, включив этот альбом впервые, ты видишь десять совершенно незнакомых тебе названий, это совсем неизведанный мир, в котором хотелось разобраться, и такое было раньше часто, но сейчас, увы, альбомы выпускаются после релиза нескольких синглов, и это смазывает впечатление, потому что когда ты впервые включаешь альбом, тебе уже есть что проматывать, не так интересно.

Эпоха In Rainbows, возможно, стала самым плодотворным этапом в истории группы, помимо самого альбома In Rainbows вышло дополнение к нему, или как сейчас актуальней говорить, DLC к нему, был выпущен весьма крупный сольник Тома Йорка The Eraser, и к нему тоже DLC, Box Set со всеми предыдущими альбомами, или как сейчас актуально, HD reissue, и для тех, кто не понял с первого раза, вдогонку был выпущен The Best Of, с выжимкой всего лучшего из бокс сэта, да еще по мелочи релиз всяких песен, в общем, Radiohead изо всех сил изображали из себя Electronic Arts.

А для обсуждения в этой части я выбрала такую животрепещущую тему, как голос Тома Йорка, его тембр, его кажущуюся многим излишнюю мягкость, и так далее, вы понимаете о чём я. Если сформулировать суть всех этих претензий, то выйдет две реплики, первая - "лично мне его голос отвратителен", и вторая - "мужик не должен так петь". Ну с первым всё понятно - on ne discute pas de goûts, даже и комментировать нечего, а вторая фраза мне кажется очень интересной и весьма занимательной. И ответ на неё простирается в двух плоскостях: эстетической и этической. С эстетической стороны всё довольно просто - действительно, может быть голос Йорка это самое плохое что есть в Radiohead, потому что в музыкальном плане многие их песни образцово аранжированы и несут в себе сильные инструментальные приёмы; для некоторых людей блеяние Тома кажется обезображивающим на фоне хорошей музыки. Когда я слышу что некий объект абсолютно неуместен, первое что я думаю - чем его заменить? И, право, я не могу подобрать кандидатуры из всех известных мне вокалистов, что равноценно смогли бы заменить Йорка, без потери индивидуальности целиком всех Radiohead. Некоторые песни возможно смогла бы лучше спеть Бэт Гиббонс, к примеру How to Dissappear, Amazing Sounds of Orgy или Nude, по крайней мере в самом часто используемом диапазоне песен Тома её голос выглядит куда мощнее, если вам интересно послушать их в сравнении, вы без труда можете найти совместный лайв портисхэдовской The Rip, где оба поют своим привычным голосом, без всяческих форсирований. Некоторые более роковые композиции, вроде Go to Sleep, Just или Electioneering неплохо бы выглядели в исполнении Криса Корнелла. Наверняка есть множество вокалистов которые бы удачнее звучали в отдельно взятых песнях Radiohead, но я не смогу найти кого-либо, кто смог бы заменить Тома Йорка целиком и полностью во всех ролях, при всей занудности, которую он выставляет напоказ, при более детальном рассмотрении он очень разнообразен в существующем спектре Radiohead. Но я могу заблуждаться, так как знать всех невозможно, напишите в комментариях свои варианты, если вам кажется что есть тот вокалист, что смог бы полноценно заменить Йорка, не нарушая атмосферы Radiohead (эта оговорка здесь специально чтобы никто не предложил Майнэ или Планта, нет-нет, дорогие мои, они гении, но, как говорят у нас на юге, совсем не в ту степь).

А вот вторая, этическая, проблема фразы "мужик так петь не должен" куда более опасна, я не первый день занимаюсь журналистикой, а журналист это такой человек, который, подобно фельдшеру, подносит градусник к обществу, пытаясь по едва заметным симптомам предугадать, и более того, предупредить опасную болезнь. Меня иногда спрашивают, принимая за феминистку (к которым, тем не менее, я себя не отношу, хоть у меня с ними всего одно расхождение во взглядах, но очень существенное), "какое вам, феминисткам, есть дело до внутренних мужских разборок/проблем?", на что я с неизменным мне постоянством отвечаю, что от фразы "мужик так делать (вести себя) не должен" до фразы "баба должна знать своё место" всего один шаг.

И вообще, кто и с чего взял, что именно он знает как правильно должно функционировать общество? Подойдите к реке и сообщите ей что она выбрала себе неправильное русло, плевать что она вымывала его себе несколько тысяч лет, плевать что каждый изгиб, каждый мельчайший фрагмент дна имеет свою историю и объясняется своими причинами, река пришла к такой форме, и не волнуйтесь, русло будет изменяться и дальше - так, как ей, реке, удобно. Но тут приходит некто, невесть что о себе возомнивший, и решает что именно он знает как всё должно функционировать, традиционалист на пол-ставки, готовый вернуть социум к образцу поведения и морали 13го века, но не готовый вернуться к научно-техническому уровню развития того времени. Этот самый некто начинает решать кто и каким должен быть, как себя вести, как одеваться, как говорить и как петь. Почему бы каждому не выбирать самому что, как и кому он должен?

Честно, никогда не понимала кому вообще сдался этот традиционализм? Человек с самого момента развилки с шимпанзе 5 млн лет назад на два отдельных вида, всегда руководствовался естесственным отбором в устройстве стаи, которая впоследствии претерпела изменения, став обществом, и всегда этот принцип работал как часы. В последние века ничего особого не произошло, этот принцип ни на йоту не стал работать хуже, всё также женщины, делая свой выбор, отфильтровывают большую часть тех, кого считают невписывающимися в их представления об обществе, и точно также мужчины отбраковывают тех женщин, которые недостойны получить продолжение в завтрашнем поколении. Конечно вы сейчас можете привести отдельные случаи и примеры, но, пардон, статистика не работает применительно к отдельным людям, однако она никогда не ошибается в массовых процессах. 5 миллионов лет всё прекрасно работало, но нет, понабежали традиционалисты, причём не те, которые за соблюдение настоящей традиции естественного отбора, а те, которые традиционалисты вчерашнего дня, которых устраивает мужское самодурство, и которые готовы отформатировать общество до двух устойчивых ролей - забитая покорная баба и настоящий мужик, который ведет себя как мужик. Шаг вправо, шаг влево - расстрел. Кстати, я что-то не припомню ни одного оставившего в истории след ученого/художника/музыканта/этцетера, про которого можно было бы низким голосом глубокомысленно сказать, растягивая слова, "он(а) был(а) как все". Радикально настроенные мужчины так парятся поведением других мужчин, как будто это они собираются с ними жить, вам не кажется что именно отсюда растут корни латентного гомосексуализма? Если некто ведет себя не так, как все, если это противоречит естественному отбору, то не парьтесь, он этот барьер с высокой долей вероятности не пройдет, так зачем его как-либо притеснять?

Видите ли, общество - это паровой каток с отложенными последствиями и постоянной потерей управляемости. Обществу нельзя сказать "давайте убьем всех геев и... разойдемся по домам", оно не остановится, пойдет убивать всех, кто хоть слегка отличен от нормы, в этом и вся опасность объявления чего-то нормой. Лишь изредка возвращается управляемость этого парового катка, неверная команда, и он снова летит в кювет, раздавливая и перемалывая тысячи несчастных. И надо понимать что в обществе не бывает большинства, оно иллюзорно, это всего-лишь ощущение того, что между этими людьми есть что-то общее (чаще всего общее действительно есть - низкий уровень интеллектуального развития), но за единичными вещами, которые объединяют, кроются сотни других особенностей, которые ярко демонстрируют тот факт что общество соткано из множества меньшинств, если никогда об этом не задумывались, то подумайте на досуге в чем именно вы представляете меньшинство, может быть в происхождении/вкусах/образе жизни, и представьте на минуточку как по вам пройдется тот самый паровой каток, когда прикончит те меньшинства, что сегодня находятся во фронтире противостояния. И последний гвоздь в крышку этой темы, цитата одного из самых уважаемых мною людей, единственного историка, получившего нобелевскую премию (achievement copy Achievement Unlocked), Теодора Моммзена: "(о Цезаре) он понимал... что если тысячи мечей обнажаются по его приказу, то в ножны они по его приказу не вкладываются". Если общество не хочет совершить очередной нырок в окрашенный кровью океан социальных катаклизмов, из которого вынырнут далеко не все, ох как не все, то пора наконец уяснить простую истину - дайте возможность другим быть самими собой.



Честь открывать седьмой студийный альбом выдалась песне 15 Steps (везде эта песня пишется без "s", но я не понимаю почему, и какой в этом спрятан смысл, тем болеe что и в песне отчетливо слышно steps, и совершенно точно не 15th, наверное я чего-то не догоняю просто), и седьмая часть марафона самое время для признания - только такие песни Radiohead мне и нравятся, если очень долго заниматься музыкой с технической стороны дела, постепенно теряешь возможность смотреть на неё обычными глазами, а скорее сразу смотришь в рёнтген спектре, обращая внимание на скелет, и полностью игнорируя всю прочее, и с технической стороны 15 Steps это очень сильная композиция, меня всегда восхищают хитовые песни, составленные на базе неправильных размеров, потому что как не крути, но рядовому слушателю куда комфортней воспринимать четко ритмированную композицию. С другой стороны, если сравнивать неправильные размеры с недостающими и с излишними тактами, то вторые обычными слушателями воспринимаются легче, всё таки человеку привычней получать излишек, чем недополучать чего-либо. Именно ко вторым и относится 15 steps, её размер 5/4. А еще, среди композиторов считается дилетантизмом (в русском смысле этого слова) когда все инструменты вводятся последовательно один за другим, это как бы позволяет поэтапно прокачивать трек. Вы наверное замечали что песни по мере времени претерпевают какое-то развитие, так вот, в музыке это развитие может опираться на два приёма (их куда больше, но в современной широко используются два) - инструментальное и партийное развитие. Первое - это введение новых инструментов по мере необходимости развития темы (а все старые продолжают играть старые паттерны), партийное (успокойтесь, ничего политического) - предусматривает вместо добавления новых инструментов, метаморфозы партий уже существующих. Конечно, зачастую группы используют сплав этих двух приемов в разных пропорциях, то вводится новый инструмент, то старый начинает развиваться, но бывают и чистые примеры. 15 Steps хорошая иллюстрация первого подхода, Where I End And You Begin - второго. Профессионалы больше ценят конечно же второе - это сложнее, как в известном анекдоте "раздевайтесь, чем этого лечить, проще нового сделать", с другой стороны все вступающие инструменты в 15 steps имеют сильные партии, особенно яркое вступление баса, поэтому не создают впечатление неопытности. И как всегда, хэды сочетают мажорную жизнерадостно-легкую мелодию с декадентским текстом, ума не приложу как им удаётся сочетать сладкое с кислым.

В лучших традициях Radiohead, вязкая и неряшливая гитарная Bodysnatchers выстроенная на запоминающемся риффе, словно бы дающая газку по бездорожью, поднимая раз за разом всё больше пыли, и внезапно на 2:06 выкатывающая на гладкое и прямое шоссе, с чистыми и ухоженными обочинами, без этого фрагмента песня бы звучала однообразно и быстро бы надоела.



Nude. Самая любимая песня с этого альбома, и одна из самых-самых вообще во всей дискографии Radiohead, одна из немногих песен у которых я помню наизусть партитуру всех инструментов от начала и до конца, включая бэкграундные струнно-смычковые, и могу взять и сыграть необходимую партию на любом инструменте (кроме ударных, стыд и позор, но у меня дома лет пять уже стоит ударная установка, осевшая с организаторских времен, и я до сих пор не могу рассинхронизировать руки при игре, такая я вот криворукая), из остальных песен такой чести удостоились только There There, несколько песен LZ, I've Got to See You Again, Goliath и аллегретто из семнадцатой сонаты, как вы поняли, за плохую память мне тоже очень стыдно. Даже хоры, которые мне всегда кажутся неуместными, здесь очень гармоничны (я не про те, которые открывают и замыкают, а про сопровождение внутри последнего блока "you'll come to hell..."). Лирика песни, при всей своей малословности, в своё время устроила крупные баталии в попытках трактовки. Две, самые убедительные (на мой взгляд) версии: 1) песня о том, как грубое, само того не замечая, повреждает нежное; 2) о легком, едва уловимом чувстве, которое иногда приходит в голову, и едва ты пытаешься его осознать, стремительно исчезает. Вот убейте меня, но я не верю что в начале второго куплета Том поёт строчку "You paint yourself white", я всегда слышу французский - "Yeux peinent, je ne sais quoi", если среди читателей есть франкофоны, скажите, вы тоже это слышите?

На In Rainbows есть три композиции, которые я постоянно путаю, если услышу музыку но не гляну на дисплей, то с полной уверенностью не смогу сказать какая из них. Все они аранжированы с упором на акустические гитары. Реже всего я путаю Weird Fishes, наверное, потому что она из этой тройки самая яркая, тут есть хороший припев, концовка неплохая, особенно с момента ввода бас-гитары, но узор, постоянно наигрывающийся на гитаре, очень быстро утомляет, зачастую у меня терпения не хватает дослушать до последней трети, которая мне нравится. Будь моя воля, я бы на мастеринге слегка приспустила громкость гитар в первой половине. Вторая акустическая скука именуется Faust Arp, струнно-смычковое сопровождение клевое, текста не по радиохэдовски много (и это для двухминутной песни-то!), но вот сама не знаю что, если услышу, то назвать её точно не смогу - спутаю, почему-то так и не легла на душу, хотя такая коротенькая зарисовка мне не в пример больше нравится чем та же самая I Will. И третья акустическая песня - House of Cards с фоновыми завываниями как в будущей Give Up The Ghost, вообще, в момент когда писала эти строки, неожиданно подумала - а ведь эта песня во многом предугадывает будущий вектор King of the Limbs. House of Cards тоже не нашла у меня любви, если бы не интересное произношение "denial", то в песне даже не за что было бы зацепиться, по мне - слишком скучно делать все ставки на акустическую аранжировку.



All I Need это довольно странная песня, с одной стороны она чрезвычайно радиохэдовская, с другой стороны, ни капельки - нет такой второй чтобы ткнуть пальцем, и сказать на что похоже. Скажу вам по секрету, слава The Beatles не давала покоя Radiohead, хотя чему тут удивляться, покажите мне британскую группу, которая бы спокойно относилась к славе битлов. И Том Йорк не раз пробовал писать песни в таком стиле, например, на предыдущем альбоме это песня I Will, но ни разу ничего похожего не выходило. Думаю, я сейчас скажу совсем странную вещь, но мне кажется что All I Need это долгожданное попадание в точку, это песня, которую мог бы написать Маккартни, и она у меня ассоциируется с Oh, Darling, оставляя музыку за скобками, лирика и общее настроение All I Need это прямо те ощущения, которые возникнут на следующий день после эпизода Oh, Darling. Вместе эти песни создают историю в двух актах, когда просыпаясь на утро после случайного секса, ты понимаешь что делать этого было не нужно, испытываешь чувства раскаяния, перемешанные с ощущением замаранности и сожаления, и вместе с тем понимаешь что жить без этого человека ты уже не можешь.

Вот есть названия, которые чрезвычайно нравятся самой группе, и она пытается их использовать многократно, так было с Judge, Jury and Executioner, которое было дано двум разным песням. Так произошло и с Reckoner, есть две песни с таким названием, первая впервые засветилась еще во время работы над Kid A, и которая позже была издана под названием Feeling Pulled Apart by Horse (о ней мы поговорим в следующий раз), вторая же совсем не старая, а была написана в аккурат во время работы над In Rainbows. Так как вторая песня была издана раньше первой, именно она и застолбила за собой название Reckoner. Если сказать очень коротко, то эту песню очень сильно любят. Даже очень далекие от Radiohead люди. Мне она тоже нравится, но всё время складывается ощущение что другие люди любят эту песню ни за то, за что она мне нравится, а так как мне доводилось побывать только в одном теле, в своем собственном, говорить я могу только за себя, поэтому будет интересно детально узнать за что именно любите Reckoner лично вы? Для меня Reckoner это интересный эксперимент, когда очень шумная и даже перенасыщенная перкуссией песня подаётся в ключе утонченного спокойствия, с очень элегической вокальной партией, в общем очень филигранно сделанная.



Jigsaw Falling into Place. А что, если я вам скажу что эта песня с высокой долей вероятности могла не попасть на альбом? Так и было, группа долго тасовала материал, пытаясь отобрать только те песни, которые бы звучали вместе как одно целое, как один альбом. И данная композиция всё время валялась на задворках треклистов, потому что группе казалось что она всё время не вписывается. А сейчас я и представить себе не могу альбом без неё, забавно. Эта же песня и стала ведущим синглом с In Rainbows. Очень жаль что после завершения тура, группа её больше не играла. Я не раз замечала что эта песня очень нравится людям, которым Radiohead в целом не нравятся, и действительно, есть в ней что-то такое, что ближе к мейнстримовому подходу написания песен.

Последняя, десятая, композиция альбома - Videotape. Интересный эксперимент с ударными, когда паттерн ударных живет своей жизнью, расширяясь и разрастаясь по мере течения песни. Живая версия песни более глубокая и эмоциональная.

Эра In Rainbows

Впервые группа издала все (почти все) треки, сопровождающие эру нового студийного альбома вместе с самим альбомом. Впервые, и в последний раз. Удивительно, но хэды всё время стараются находить новый способ выпуска песен би-сайдов, для первых альбомов это были EP, на Amnesiac и Hail to the Thief они сливались через синглы, теперь вот двойной альбом. Radiohead очень серьезно рассматривали кандидатуры двух композиций на попадание в студийный альбом, первая из них это Down Is The New Up - после долгих споров сошлись на том что песня крутая, но выбивается из стилистики In Rainbows. Той Йорк считает ударную партию этой песни самой лучшей в истории Radiohead, и это кажется странным если не послушать как группа исполняет её вживую (к сожалению хорошего лайва в сети нет, только снятые из зала), студийная версия сильно скрадывает динамику ударных. Есть легкое ощущение того, что зря они её слили - чувствуется недораскрытый потенциал. Следом за ней на бонусном диске идет Go Slowly - плохая песня, возможно даже собранная из остатков прошлых, вы заметили что рисунок гитары один в один повторяет вторую гитару из There There?

Last Flower to the Hospital - очень старая песня, впервые всплывшая во время работы над Ok Computer, почти не изменившись, она впоследствии игралась в туре сольного альбома Йорка The Eraser, такой и попала на бонус-диск In rainbows. Это одна из тех композиций, которые Том может играть без помощи группы. В принципе, выжать еще что-либо из песни было невозможно, поэтому место на втором диске вполне заслуженное. Up on the Ladder - впервые была сыграна в туре Amnesiac, очень динамичная и гитарная, раз за разом она остывала, пока в совершенно холодном виде, почти лишенная всяких гитар не предстала на бонус-диске. Даже и не знаю что о ней сказать, в ранних версиях это была довольно драйвовая песня, и это было её визитной карточкой, в позднем виде гитары потеряны, и ничем не компенсированы, песне очень не хватает хоть какого-нибудь развития, в старой версии оно было, песня ближе к концу теряла темп, уходя в настораживающие синтезаторы.

Bangers and Mash - вторая песня, которую группе очень бы хотелось протащить на альбом, но она тоже сильно выбивается оттуда, да и ближневосточные заигрывания (с 2:00), при всей моей любви к арабским мотивам в музыке, тоже не вписываются в Bangers'n'Mash. Быть может и с этой песней группа поторопилась с релизом? Закрывает бонусный диск 4 Minute Warning - на первый взгляд очень невзрачная, но потом ей проникаешься, текст антивоенный, аранжировка в стиле эры The Bends, даже минутное нойз вступление очень уместно звучит.

Но выходили и другие песни, оказавшиеся даже за бортом бонус-диска, одна из них это I Want None of This, отголосок Hail to the Thief, впервые засветилась в 2005, но я ни за что не поверю что её не было на студийной сессии шестого альбома, выходы на припевы, хоровые поддержки, всё в ней указывает на эту связь. В общем, как вы поняли, она мне нравится. Обыкновенно, я не упоминаю те песни, над которыми группа работала в это время, но которые всплыли на следующих альбомах, но инструментальная композиция Spooks, впервые появившаяся в эру 7LP, в 2014 году была выпущена как сольная работа Джонни Гринвуда, а следовательно уже точно не попадет на будущие альбомы. Ценна тем, что это полноценная зарисовка, в которой использованы все члены группы (а не как в Treefingers, или гитара на фоне гула в Hunting Bears).

Очень часто Radiohead называют группой вошедшей в века, легендой, основополагающей, и так далее... Короче говоря это всё эвфемизмы слова классический. Ну что поделать, некоторым просто хочется чтобы все уже наконец признали группу классической. И мне вдруг неожиданно пришло в голову что кое в чём группа то таки уже стала классической. Знаете, несколько лет назад были проведены исследования что классическая музыка лучше воспринимается если дать возможность слушателю еще и быть зрителем, это очень красиво и эстетично наблюдать как классика играется вживую, как порхают руки музыкантов, взлетают вверх смычки, как завораживающе синхронно играют множество музыкантов. И в этом группа действительно приблизилась к классике, за тем как они играют, действительно приятно наблюдать, и они это почуяли, начав к каждому альбому выпускать живой From the Basement, очень надеюсь что для A Moon Shaped Pool традиция будет продолжена. Даже больше скажу, лично для меня полностью раскрылся In Rainbows лишь в тот момент, когда спустя год после его выхода я увидела эту камерную, очень интимную и предрасполагающую к тому чтобы её полюбили, версию альбома.



1. Рецензия на Pablo Honey
2. Рецензия на The Bends
3. Рецензия на OK Computer
4. Рецензия на Kid A
5. Рецензия на Amnesiac
6. Рецензия на Hail to the Thief
7. Рецензия на In Rainbows <
8. Рецензия на The King Of Limbs
9. Рецензия на A Moon Shaped Pool
10. Лучшие песни Radiohead - весь творческий путь

rate for vee 4of5
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика