Пять с половиной лет прошло с последней моей рецензии в рамках тогдашнего марафона по всем существующим альбомам Muse, известных в наблюдаемой вселенной. За это время группа выпустила свой восьмой полноформатный альбом, который я прогуляла в 2018-м, потому что RR тодi вже не працював. И, знаете, новый альбом “
Simulation Theory” прелестен! Он очаровывает даже своей обложкой, которая должна угодить абсолютно всем возможным формам жизни, тут и космический лом сайфай корабля, японская иероглифика, крутой коп Крис, милашечный квадратноочий Мэтт, вампиры-оборотни-хуёборотни для тех, кого вштырило так, что с 2008-го не отпустило, ламба для фанатов машинок, охотники на привидений, координатная сетка для ковариантно-римановских задротов, и даже подраспухший от накатывания боярышника Доминик. Найдите себя среди целевой аудитории нового альбома Muse!
Один великий российский философ в своей энциклике о природе наших ожиданий и наших же проблем, заставил меня иначе смотреть на вещи. И правда - мои ожидания это мои проблемы, поэтому многого я не жду: как обычно если есть 2 хорошие песни + 1-2 пограничного качества на любом из альбомов последних 10 лет, то и нормально и хорошо. Так что с низкой базы моих ожиданий альбом вышел вполне неплохим. Я бы даже сказала, что он лучший со времен 2nd Law включительно. Намного лучше, целостней и приятней, чем Drones, незначительно, но лучше чем 2nd Law (там просто есть вкусняшка Animals, отстаивающая честь альбома). Так что да, можно сказать что Muse смогли чуточку реабилитироваться за второе десятилетие своей активности. Но само по себе такое соревнование скорее забавно. Это как закончить школу с отличием, но коррекционную школу-интернат для детей с задержкой развития.
По параллелям среди открывашек, “
Algorithm” больше всего напоминает Take a Bow, такая же экспериментальная вещица, чья необычность в передозе синтетическими инструментами, вот только, кхм-кхм, за прошедшие годы Muse сильно повысили дозу ненатурального звука, так что такое себе сравнение. Однако немногословностью они всё-таки похожи, разве что в Алгоритме лирика к завязке, а не к началу. Я могла бы высказаться о двух альтернативных версиях песен в конце, но к черту, давайте прямо сейчас. В куче мест в сети писали, мол, просто удаляйте 1-2 песни, если вам не нравятся современные Muse, да заменяйте их в плейлистах альтернативными версиями. Нет! Не делайте этого! И проблема совсем не в том, что песни из альтернативной реальности плохие, вовсе нет, а альтернативная “Algorithm” и вовсе чудо. Но это не исправит звук всего остального альбома. Только еще больнее плюхнетесь обратно в копеечный синто-звук. Альтернативные версии - не замена, а лишь приятный бонус.
И еще об одном: защитники новых Muse не преминули уколоть критиков тезисом, что “
ну вот, все вам нравится, прекрасный Беллами композитор и хуже не стал, а все ваши претензии лишь к не-такому звучанию”. Окей, да, вот только Алгоритмы не одинаковые, типа лишь с них сняли бомжеватую одежду, да одели поприличней, то они и засияли. Послушайте внимательно обе версии, и заметите что в оригинальной фрагмент басового развития 0:28-1:02 несёт совсем иную, более плоскую функцию, и следующий раз появляется в композиции лишь чеховского ружья ради, чтобы микс не разошелся по швам от осознания собственной бессмысленности.
В альтернативной тот же самый фрагмент задействован с умом, он по своей структуре пластичен и вариативен, так как проходит больше, чем через 3 опорные ноты (а именно так строится рядовой куплет), и посему это басовое развитие действительно занимает роль развития композиционного сюжета. Сверх того: этот момент не просто врезается в цепочку своеобразных блоков, из которых лепится песня, а мы влетаем в него на гребне волны, с приливным течением, которое создано в альтернативной версии. Даже динамика разнится, вместо туц-тыц из шаблонного 4/4, вторая версия несет в себе также внутренний ритмический контур, нагнетающий почти что кинематографическую динамику. Это композиции с общим мотивом, но совершенно разным художественным развитием. Я вам не скажу за всех критиков и их недовольство, но моя претензия ровно в этом, в том, что если трудиться в два раза усерднее, то получается шедевр; и я готова к залитому под завязку синтосаунду, но я жажду ровно таких Muse, в песнях которых есть внутренний логический дрейф, а не примитивное насовывание арпеджиаторов, чтобы звучало по-мьюзовски.
Я уже писала про стандартную квоту на 2 хорошие песни, так вот “
The Dark Side” можно с натяжкой назвать первой из них (в дефолтном сетлисте из 11 песен). Самой сильной стороной получилось соло, что не блистает технической сложностью, но интересным образом находит разные ладовые дорожки, с каждой проходкой слегка переокрашивая мелодию, это прикольно. Самой слабой стороной - монотонно-однообразная подложка из гитарного лупа, не останавливающаяся ни на секунду и сопровождающая трек всё время, даже во время соло бас-гитара продолжает это крутить. Скажем, первые 3 прослушивания это не напрягает, и если лично для вас слушать только новьё и никогда не переслушивать это нормально, то всё окей, но мне нравится возвращаться и слушать в своё удовольствие давно известную музыку, находя в ней новые более блеклые оттенки, так что это однозначный минус, что Беллами не нашел никакого развития композиции. (N.B. альтернативная версия скучней и пахнет вторичностью в пользу би-сайдов эры Hullabaloo)
А пока я здесь занимаюсь душниловом, выпрыгивает Беллами, и такой “донт пущ ми, увууу”, так что я растеряна, в замешательстве и даже не знаю что и сказать. Ну ладно, уговорил, я не буду... но и ты поводов не давай, ок? Не-а, не выйдет, потому что следом “
Propaganda”. Скажу вам честно, я в тот же день, когда вышел альбом, безотлагательно пошла и разделала Propaganda, вырезав всё лишнее. Практикую такое я давно, на некоторых альбомах всякая рэпня и прочие звуковые экскременты настолько удачно располагаются в треке, что можно подрезать аккуратно, на нулевой фазе и без щелчков, как например на альбоме Деми Ловато 2015-го я отчистила обожаемую мною Kingdom Come и просто классную Waitin For You так, что даже уже и не помню где там были рэперки. Да-да, у меня есть идеальный Confident, в котором нет ни одного пятнышка от чужих лап! Увы, с Propaganda так не вышло, потому что ближе к концу этот пошлый брейк слишком сильно расползается в остальной микс. Жаль, потому что в целом песня миленькая, басовая тема с 0:36 очень крутая.
Пришло время кринжа покрупней, так что следом идут “
Break it to Me” и “
Something Human”. Первая - это такой пирожок из теста для Linkin Park’овского A Thousand Suns, вторая - хм, ну я даже не знаю как такое комментировать, такое заходит, когда остальное хоть немножко держит уровень, как это было с Soldier’s Poem. Кстати, о нереальной экспериментальности “Break it to Me” с восточными темами, от которой должны выпучиться глаза и выпасть ушные раковины... Нет, ничего ценного здесь нет. Дорогие мои любители ориентальщины, 95% из вас за арабские мотивы принимаете византийский лад, а услышав макамы считаете что не очень то он звучит по восточному. А глубина апроприации у Беллами крайне поверхностная, из самых банальных ходов. Если бы он написал песню на русские мотивы, то там была бы либо Калинка, либо Подмосковные вечера.
Настоящий подарок это композиция “
Thought Contagion”, навевающая той эпохой, когда Muse полюбили стадионы и начали писать то, что круто распевается толпой на них, но еще не начали скисать на попсовой заурядности. Главный рифф плавает не стесненный никакими звукорядовыми запретами, начиная с “ля” в середине грифа, спускается до ноты “до”, проезжаясь напрямик как бульдозер по всем мыслимым порожкам, а затем поднимается обратно. Серьезно, из 12 полутонов никак не задействованы здесь только B и Bb, восхитительно! Но “си” есть в E аккорде, закрывающим квадрат куплета, так что в песне используется 11/12 полутонов. Омрачить картину может только богомерзкий клип, продолжающий 10-летнюю традицию обсасывания вервольфно-вампировых тем, а заодно еще и косплеящий клипы Майкла Джексона. Это настолько vergüenza ajena, что заставляет к песне относиться брезгливо. Не надо так, постарайтесь сделать усилие и воспринимать сепаратно. Одна рука Muse не ведает что творит другая.
Но есть на альбоме и совершенно новые веяния, Мэттью открылась ужасная бездна BTS и кей-попа в целом, отжирающая фанатские косяки с завидной скоростью. И с ревностью и упорством, достойным лучшего применения, словно жена, узнавшая о неверности супруга, Беллами начал готовить отмщение под названием “
Get Up And Fight”. Ну и как в итоге вышло? Да даже и не знаю... Стрёмно. Так же стрёмно как и у BTS. Но значит это успех? Даааа, ура!!! На задоре от успешного копирования, да порыскав глазами кого еще захерачить, чей-то голос из студийного персонала предложил “может мьюз?”. “А давай, почему нет?” “Только надо так, чтобы похожесть была очевидна каждому!”. Так и вышла “
Blockades”, словно бы выжимка из всей карьеры группы, словно дискография, ужатая в одну песню, а потом скомпрессированная до четырех минут. Вершина идеи самоповторения и вторичности. Если вдруг так окажется, что кто-то очень занятый спросит вас “а что за группа такая эти ваши Muse?”, то можно смело включать “Blockades”, такой способ знакомства самый быстрый. Если бы Muse были видеоигрой, то спидранили бы её через эту песню.
О неет, что-то нужно будет сказать и про “
Dig Down”? Блядь. Окей. Эта песня рассказывает об одном мальчике, любителе леопардовых вычурных шмоток, что открутил тачпад с бас-гитары из клипа “Madness”, соорудил из него лопату, пошел на музыкальное кладбище великих исполнителей прошлого, и начал откапывать Queen. Для совершения развратных действий, разумеется. Да-да, копай, копай глубже, раскапывай! Простите, что соскакиваю с темы, но вы слышали новость? На днях собирается внеочередная сессия ЮНЕСКО, где будет рассмотрено предложение законодательно запретить Muse снимать видеоклипы. Ну ведь всё равно у них не получается ничего, кроме боли, стыда, опустошенности и унижения чести и достоинства людей, случайно лицезревших их клипы.
А вместо коды у нас “пажилые” мучения, именуемые “
The Void”. Вроде бы шикарная заготовочка под песню, но настолько бездарно просрать может только Мэтт Беллами, залив синтезаторными попёрдываниями так, что вкуса за ними не проглядывается. Это напомнило о случае со мной в прошлом году, когда я запекла исключительно сложное блюдо с изысканным и тонким вкусом, а один из гостей спросил “а мазик есть?”. Если честно, я бы хотела сама поработать с “The Void”, попробовать пересобрать её, потому что то разрешение композиции, что нашли Muse, мне кажется верхом дурновкусия: нагнетать драматизма, чтобы на 2:34 начать примитивное “тук тук тук тук”, и со звуками унитазного водоворота спустить всю идею. Всё, что мне нужно, это чистая дорожка Беллами и струнно-смычковые, если знаете где найти, напишите в комментах. Кстати, я совсем не против DIY формата в музыке, было бы прикольно некоторые песни самостоятельно переосмыслять, я конечно после этого не смогу сделать high-end микс/мастеринг, но может быть в этом CC полёте фантазии нашелся бы кто-то, кто как раз умеет микшировать. Уж новых Muse продажа raw архива точно бы спасла, а все фаны старых осмысленных и не-хайпующих Muse через полгодика после выхода альбома получали бы подобающие версии.
Можно было бы пафосно сказать что мол корабль Muse медленно тонет, погружается в пучину, испуская последние пузырики. Но нет, это не правда, оно наоборот всплывает! Покачивается как поплавок, ASL, как сказали бы инженеры космонавтики, вот только TWR вырваться из этого болота не хватает. Десятилетие стабильности, от Neutron Star Collision до Dig Down, от звонка до звонка. А вообще, учитывая сознание Беллами, столь уязвимое ко всевозможным заговорам, на девятом альбоме, что возможно выйдет осенью 2021-го, стоит ждать от него много песен на новые актуальные темы: о свержении вышек 5G, массовом чипировании населения Земли, подземной цивилизации разумных панголинов и конечно же “Flat Earth Socie-ty!”.