Это становится уже какой-то патологической традицией, но я не могу начать рецензию иначе, чем снова возопить: 20 лет! Двадцать лет, 4 альбома, годы фрустрации и лета прокрастинации. Чтобы следить за творческим путем таких групп, нужно отменное здоровье и полное отсутствие вредных привычек. На примере
Evanescence уже можно преподавать детям экономику, рассказывать как полезна конкуренция, противостояние интересов, ревность и прочие эмоции соперничества. Потому что вот был “клуб бывших” под вывеской We Are The Fallen, которые, вот же ж паразиты, записали неплохой альбом - а значит мотивация растёт, продуктивность тоже, желание пульнуть ответочку не слабее, помноженное на оскорбленность названием, заставило Эми озаглавить тот альбом просто и без экивоков - “Evanescence”, так сказать для закрепления результатов, чтобы все окончательно поняли кто тут главный и авторскими правами распоряжается. А там еще эти комары кружат вокруг, Flyleaf себя называют, тоже кусок конкурентного пирога утащить норовят... А тут глядишь... чу, да все что-то повымерли иль притаились, можно и не утруждать себя музыкальными экзерсисами. Так прошел еще десяток лет, и вот - выходит “
The Bitter Truth”, рожденный не в конкурентной борьбе, а просто чтобы напомнить, что группа все еще не развалилась, словно нестабильный изотоп, приближающийся ко времени полураспада и ищущий соединение, чтобы предотвратить это.
Если вектор третьего альбома был таков, чтобы сделать все лучше чем при Бене Муди, четвертый альбом вообще пытается вырезать его из истории группы, из памяти, из музыкальной стилистики, отовсюду. Если представить себе альтернативную вселенную, в которой демон Лапласа словил биполярочку, и где можно просто удалить больше, чем десятилетие истории, а потом сшить разлохмаченные куски так, чтобы причинность не нарушилась и вселенная не словила BSOD, то это и будет альбом The Bitter Truth, который соткан из приданного Эми Ли, с которым она пришла на Origin, и которое является её долей в работе над ним, и не-номерным Synthesis, на котором Эми закэнселлила всех старых “мудаков”, с которыми ей пришлось работать волею случая и локации. Стиль и настроение нового альбома именно таковы - всё, что прежде, всё, что после, но ни в коем случае не то, что между.
Первая встречающая композиция “
Broken Pieces Shine” задаёт неплохой старт и пробуждает ощущение, что случится как и раньше - без всяких заминок Evanescence разорвет с самого начала, как это бывало с “Going Under” и “Sweet Sacrifice”. Заявка определенно на это - на фирменную открывашку, которую все так ждут (“What You Want” не была такой, там больше желания удивить припанкованностью и задиристостью). Наверное, на 85% группа оправдывает задуманное, раскаты звучат очень мощно, но припев как будто немножко не дотягивает. Еще бросается в глаза любопытный финал этой композиции, где мощный бэк вокал характерно перекликается в гигантском реверберационном объеме, словно Эми Ли брала уроки вокала у Дэниэла Томпкинса, к счастью он их и правду даёт.
Аккуратная пальпация старых ощущений продолжается и на “
The Game Is Over”, где ты бесконечно мечешься между мыслями о ню-метальных примитивности и безыдейности, и нащупыванием своего эмоционального sweet-spot’а: “ой-ой, вот тут хорошо, не останавливайся”. И это ощущение прекрасно воссоздается на повторных прослушиваниях - песня контрастов, где попеременно то кажется, что ты прикасаешься к тому самому “Evanescence”, то вдруг понимаешь что тебя харассит какой-то левый чел из Korn.
Но что осталось неизменным, так это подход к записи и сведению - всё тот же Ник Раскулинец, сводивший альбом 2011-го, а также весь паноптикум ню и альтернативы из нулевых. Старую собаку новым трюкам никто и не пробовал обучать, поэтому великолепный голос Эми совершенно не прорезается сквозь плотность микса, а где-то застревает в глубине, и порой приходится вслушиваться и напрягать внимание, чтобы его разобрать. Ситуация очень комедийная - вот у нас есть владычица и фронтвумен Эми, кикающая из группы по малейшим причинам всех, кто хоть немножко отсвечивает её лучезарностью в сторону, но вот вытащить фронтвумен во фронт микса звукореж даже и не пытался. Если в целом такая глухая запись может восприниматься аутентично в evanescence-like песнях, то когда слушаешь эксперименты со звучанием в стиле “
Yeah Right” или “
Take Cover”, невольно задумываешься “какого черта?”, почему это звучит так несовременно? Самый большой шок со мной произошел, когда я дослушала последнюю “
Blind Belief” и пробежалась глазами по всем трекам дискографии в плеере, и думаю “
о, Whisper, название знакомое, что это была за песня?”. А потом с первых же секунд понимаешь что запись 2003-го, даже не переиздание и не ремастер, звучит ярче, контурней и чище. Короче, Эми, кикай этого Ника, он отстойный, as fuck.
На середине альбома впервые посещает мысль “
да когда же это уже закончится?”. Не потому, что материал плохой, а потому что однообразный. Мой любимый альбом в дискографии это The Open Door, на нем исключительная чуткость к динамическому и ладовому разнообразию, баллады сменяют мощь, мрак сменяет нежность, громкое сменяет тихое. Горькая правда The Bitter Truth в том, что он почти весь - труднопроходимые дебри “дж дж дж дж”, а разнообразие лишь в том, что иногда композицию под уздцы берет синт, который, впрочем, делает все те же “дж-дж”. Первый намёк на лиричность и смену настроения появляется только на последней композиции первой половины - “
Wasted on You”, она же - первая композиция, которая в дорожке минибара не выглядит как кирпич, первая песня, где есть заявка на хитовый припев, что очень сильно помогает ей хотя бы зацепиться в памяти.
На “
Better Without You” снова возвращаются мысли о выраженном влиянии Дэниэла Томпкинса на Эми Ли, потому что очень уж навевает “Saved” с его сольника. Ну ладно - тут ругать не за что, Томпкинс симпатяжка и прекрасный вокалист, как можно вообще за ним не следовать? Но вот за микширование ругать стоит, вновь голос Эми звучит словно изнутри гитарного желе. Вот вроде бы не дэт-метал, но без сайта с текстами разобрать что она там поёт можно только частично. Жаль, песня интересная. Второй намек на то, что настала очередь медляка (а ведь группа супер известна как раз за свои баллады), наступает на “
Use My Voice”, но эти мысли быстро сносятся ритмом и распевками, которые обожают все стадионные рок группы. Тем не менее - перемена в динамике, и не-выраженное “дж-дж”, приковывает внимание к песне.
Если вас к этому не обязывает старая большая любовь к Evanescence, а от панк-рокового частокола мальчишеских песен, впервые дорвавшихся до педальки дисторшена, вы легко устаёте, то до первой баллады можно и не дожить. Хотя, с другой стороны, если вы проницательны (я, к сожалению, только задним умом), то и по названию могли бы догадаться, что “
Far From Heaven” - медляк. Небеса, ангелы, Иисус, все дела - лучшие кандидаты на балладу под рояль. Иисус бы и сам любил рояль, если бы в его времена он уже существовал. Чертовы римляне, не могли изобрести хотя бы клавесин на 14 веков раньше? С другой стороны, если все открытия от бога, то мог бы и сам бафнуть озарение пораньше. Как в шестой цивке, да-да.
Увы, но “Far From Heaven”, не оправдывает легендарного звания баллады от Evanescence, нет в ней суперхитовости, которая была в “My Immortal” и “Lithium”, нет интимности и трогательности песен “Good Enough” и “Hello”, что неизвестны широкому слушателю, но особо почитаемы в фанатских кругах. Впрочем, надо сказать что и на альбоме 2011-го года также ничего не получилось с этим, “Lost in Paradise” сильно не дотягивала ни до первой, ни до второй категории. Как-то так и вышло, что третий альбом упустил тонкую нить великих баллад, остающихся как часть народного фольклора и исполняемых потом десятилетиями на гитарах, укулеле или пианино в кругу друзей, но восполнил это мощнейшей первой половиной, где один хит сменяет другой; The Bitter Truth еще сильнее сбавил обороты, и теперь остаётся только мечтать о хлесткой песне, вроде “My Heart is Broken”, которую единожды услышав, тут же хочется включить еще раз, а прослушав дважды - почти невозможно забыть.
Можно удариться в аллегории, заметив, что если расположить дискографию Evanescence на графике времени-абсциссы и качества-ординаты, то получится функция арккотангенса; можно поэтически заметить, что четыре альбома прямо как олицетворения золотого, серебряного, бронзового и железного веков, о которых писал Овидий; но можно и обратиться к банальной русской поговорке “куй железо, пока горячо” - стоило ли выпускать альбомы настолько редко, что музыкальный мир успевал за это время несколько раз полностью перестроиться, ваши фанаты давно взрастили в себе более сложные вкусы в музыке, теперь они озабочены другими вопросами, в конце концов, у большинства из них уже есть дети, у некоторых дети даже такого возраста, что они и сами могут осмысленно покритиковать Evanescence за нерасторопность и редкость релизов. Какие такие неразрешимые противоречия были в группе, что она упустила свой шанс стать верным и долгим попутчиком для своих поклонников, сопровождая своей музыкой важные события наших жизней, растя и развиваясь вместе с нами. И теперь, мой кумир и детская любовь, спустя много лет и словно целую вечность, возвращается, чтобы обойти всех своих бывших, вдруг где-то снова завяжется роман? А я лишь чувствую конфуз и неловкость, и не нахожу что ответить, кроме как “
прости, но у меня уже давно другой, а до него был еще один, и еще один, как долго тебя вообще нужно было ждать?”.
В этом есть какая-то своеобразная красота, законченность цикла. Я помню как я ~20 лет назад держала в ручонках только что нарезанный CD-R c пиратской копией “Origin”, потому что в гостях услышала “My Immortal”, которая с первого же прослушивания снесла мне крышу, и тут же получила копию себе домой, помню как впервые дома оказалась один на один с треклистом, переписанным от руки фломастером на листке бумаги, таким неизвестным и незнакомым, так много неведомых песен, которые только предстояло расслушать, ведь раз там была “My Immortal”, то и остальное должно было быть потрясающим. И вот сейчас предо мной вновь 12 неизвестных мне названий, которые я послушала несколько раз, но почти ничего так и не смогла запомнить, всё будто бы кануло в лету в тот же момент, когда ползунок добрался до конца последнего трека.