Привет, это Vee. Дайджест о новых альбомах снова выходит! Загляните в мой телеграм. Подписывайтесь на Boosty ради эксклюзивного контента и поддержки выпуска следующих дайджестов. ЛУЧШИЕ АЛЬБОМЫ 2024 (ЧАСТЬ 1)
Привет, я — Энди Кейдж Независимый писатель. Ищу читателей для своих книг! Я пишу в разных жанрах: фантастика, детектив, нуар, повседневность, хоррор и т.д. Если интересно, с моими историями можно ознакомиться на моем сайте. Энди Кейдж - независимый писатель
leprous tall poppy syndrome 340 14f3c

Когда раздумываешь над тем, как будет выглядеть марафон на какую-то группу, то частенько бывает так, что о первом альбоме говорить совсем не хочется, потому что особо и нечего: ребята искали себя... бла-бла-бла, давайте сразу промотаем до второго - вот там-то уж точно есть о чем поговорить! Но так будет совсем неправильно, нарушается последовательность и весь смысл марафона. Так что всё же сделаем усилие и поговорим о дебютном альбоме и, вроде как, первой “пробе пера”, точнее “пробе медиатора”, тем более что здесь правда есть интересные темы. Я всегда старательно избегала от прослушиваний Tall Poppy Syndrome, за все время прокрутив его раза 3, но много раз за последнюю неделю - и немного поправила свои впечатления и развеяла скепсис.

Официально первый студийник на самом деле не первый, а еще есть секретный демо-альбом 2006-го под названием “Aeolia”, будем именовать его нулевым. И если Tall Poppy Syndrome я могу охарактеризовать как тот, что я реже всего слушала (и мало что притягивает его слушать), то Aeolia в этом плане еще более... нет, не незрелый альбом, а скорее безумный и эклектичный. Эти качества совсем не являются плохими, скорее напротив - украшают и задают стиль, но в случае Aeolia - это эклектика беспричинная, непоследовательная и несистематизированная. Чеховским ружьём там и не пахнет, сплошной deus ex machina. Единожды возникнув, какой-то инструмент проносится вихрем, не ведя слушателя к какой-то цели, а скорее цель бытует сама в себе - это почти что категорический императив Иммануила Канта, только произведенный от лица музыкальных инструментов. Если вы никогда не слушали Aeolia, но ваши ум, ушки и сознание толерантны к такой хтонической стилистике, то можете ознакомиться (легче всего это понять по вашему отношению к господину Ф. Заппе, если без дискомфорта осилили, значит и к этому готовы), заодно подмечая, как группа понемножку оттачивала умение выходить на свои фирменные припевы, такое есть в “Disclosure” и “Eye of the Storm”.

Tall Poppy Syndrome, определяемый группой уже как номерной альбом, избавлен от этих проблем, но лишь отчасти: с одной стороны, группа поняла, что забросив в песню какой-то мотив, к нему неплохо бы в середине или в конце хотя бы разок вернуться ради целостности произведения и удержания нити повествования, с другой стороны - резкие взбалмошные музыкальные ходы в стиле “смотри как могу” все еще мелькают. Интересно, что рождение стиля музыки группы, ни на кого совершенно не похожего, и скорее другие группы определяются как звучащие в стиле Leprous, произошло именно на Bilateral и свойственно всем дальнейшим альбомам, но на Tall Poppy Syndrome все еще можно отследить идейные истоки коллектива - влияние большой американской прог троицы в лице Fates Warning, Dream Theater и Queensrÿche, британцев Поркупайнов и Радиохэд, ну и как же без соседей Pain of Salvation и Opeth. Увидеть Leprous еще ребенком, активно заимствующим “прикольные штучки” у взрослых дяденек - это дорого стоит.

Первая же композиция “Passing” - идеально сбалансированный трек ранних Leprous, использующий все их черты помаленьку, но замесив внутри единого целого. Здесь есть драматизм и некоторая театральность, есть прогрессивные гитарные партии, есть хитрый куплет в размере 13/8, мощные взрывы припева с соскальзыванием в экстремальный вокал, лирическая и мягкая середина, где Айнар делает свои характерные распевки, ставшие его фишкой, а также выстраданный текст в стиле готического метала, который свойственен ранним Leprous, но от этого они быстро избавятся в дальнейшем. “Passing” - идеальный обобщающий трек для знакомства с ранним стилем коллектива.

Кстати, я и для себя в процессе написания рецензии открыла кое-что новое - это “Phantom Pain”. Последние два года я думала, что “Observe the Train” песня в дискографии Leprous уникальная гармонически, конечно, никуда этот её статус не делся, но он был немножко подмочен вновь открывшимся для меня вступлением “Phantom Pain”, где используется похожий вкус. А вот возьми Leprous, да и ляпни что на Pitfalls они вернулись к пресловутым истокам... да билатеральные фаны их бы с говном съели, забавно, да. Отличная демонстрация того, насколько на разных уровнях работают похожести у музыкантов и аудитории. Но давайте приоткроем таинственную красоту этой мелодии и разберемся что там Айнар с Тором понапридумывали. Всё вступление занимает собой 6 длинных музыкальных строчек, где первая половина в каждой занята несущим аккордом Am или A, а во второй идёт гармонизующий его оборот подобающими аккордами, вот они:

Am (с альтерацией в Dm6) | Caug E Abm7
A (с форшлагом в Asus4) | F>F#m D Em7
Am (с альтерацией в Dm6) | Bm7b5>С6>Faug
Am (с альтерацией в Dm6) | Fmaj7 Caug E
A (с форшлагом в Asus4) | F>F#m Dm7>D
Am | Em7 Fmaj13 Cmaj7 Em7

Мы словно колышемся в качельках невесомости, а заботливый Айнар подносит на десертной ложечке разные кондитерские начинки - не покидая тональности ля, мы пролетаем сквозь разные аберрации, ощущая как красиво сменяются пейзажи всевозможных гармоний вокруг тоники A. Если отойти от аккордных последовательностей, дабы проникнуться модальным изяществом, то в этих шести строках происходит вот что:

A уменьшенный лидийский (aka лидийский ♭3)
A двойной гармонический (aka византийский лад), в конце строфы переливается в A миксолидийский
A натуральный минор, переливается в A увеличенную гексатонику
A гармонический минор, в конце гитарный пассаж через A мелодический минор
A натуральный мажор, переходит через A ионийский #5 в A миксолидийский
A натуральный минор

Кстати, а помните у Opeth на альбоме Blackwater Park перед последним номером есть малюсенький инструментал “Patterns in the Ivy”? Гармония там отличается, но стилистически Leprous явно оставили здесь гиперссылку. А я же говорила, что на Tall Poppy Syndrome еще можно заметить благоговение группы перед кумирами, вот лучшее доказательство. Дальше “Phantom Pain” развивается немножко не в ту сторону, на мой вкус, группе не хватило опыта сохранить тонкий настрой сквозь металлический шторм. О, совсем недолго осталось времени для их неопытности, скоро они как хищная рыба будут преследовать свою цель, и едва ли будут допускать ошибки в её достижении.

Эксперименты с ритмической структурой и размерностью тоже берут своё начало со времен Tall Poppy Syndrome, отчетливо это заметно на “Dare You” - инструментальному забою, в котором вокал несет рудиментарную функцию, и может быть легко и безболезненно выкинут, потому что все самое вкусное здесь в другом. С самого старта полиритмическая структура перетягивает все внимание на себя - на барабанные 4/4 с перекрытием ложится гитарный рисунок с размером 11/4, что потом перетекает в инструментальный “куплет” с компаундным размером в 33/8 (внутренняя тактовая структура 4/4+4/4+7/8+5/4). Едва заканчивается необязательный припев, как вступает соло на басу, жаль только, что его не очень отчетливо слышно - культура делать читаемый бас в плотном миксе пришла только когда вышел Озоновский Low End Focus, в 2009-м такого еще не было. На 3:23 мы вновь возвращаемся к началу, только ритм-секция присоединяется к гитаре и 11/8 теперь их общий размер.

В “Fate” неожиданно ведущим вокалистом вступает не Айнар, а Тор - прямо как у Depeche Mode, где пару песен с каждого альбома исполняет Мартин Гор, было бы интересно если бы эта традиция закрепилась, и, допустим, Тор бы исполнял по одной песне на каждом следующем альбоме, какие именно были бы это песни? Чуть позже Айнар присоединяется своим узнаваемым вокалом, далее снова фирменный взрыв, а в финале вновь Тор в одиночку. Если уж говорить об альбоме, как о репетиции на будущее, то “He Will Kill Again” это репетиция хитовости - припев здесь намеренно яркий, легко запоминающийся и такой, что его прямо тянет подпевать. Здесь же отрабатывается типичная схема будущих хитов группы - сложные размеры и гармония в инструментальной части (в данном случае это 7/4 и 11/4), и максимально простые аккорды и 4/4, чтобы раскрутить поп-музыкальный припев.

Not Even a Name” отдаёт честь металлическим корням группы, забавно, что на каждом альбоме первой половины их дискографии есть одна песня, принесенная в жертву норвежскому музыкальному богу Исану, ставшему куратором Leprous и активному ее продвигателю. Но даже и здесь они вкручивают сочный припев, что приятно. Начиная с 2015-го, Leprous перестанут отдавать жертвоприношения на своих альбомах, в итоге долгов перед Исаном накопилось столько, что Айнару пришлось в прошлом году расплачиваться, перепевая вместе песню A-ha, как говорится, смотреть бесплатно и без регистрации.

Одноименная “Tall Poppy Syndrome” - это второй “почти инструментал” на альбоме, здесь вокал снова вторичен, он просто зачитывет перечень мàксим в середине трека, сопровождаемый свингующими ударными. Про “Синдром высокого мака” и “Закон Янте” норвежского писателя Акселя Сандемунта, который напрямую цитируется в этой песне, вы можете прочитать в Википедии, а я лучше вернусь к своему любимому... Как вы конечно же знаете, в природе существует лишь 4 аккорда, если под аккордами понимать базовые трезвучия, это мажор, минор, увеличенный и уменьшенный, и пусть вас не смущают 3-4 названия, потому что минор и мажор с латыни всего-лишь малый и большой. Все очень просто запомнить: maj (T+4+3), min (T+3+4), aug (T+4+4), dim (T+3+3).

А еще, скорее всего, вы слышали, что не бывает песен, в которых лад (звукоряд) имел бы dim или aug в качестве тоники, т.е. опорного и главного аккорда, потому что они нестабильны и не ощущаются как главный, в лучшем случае как проходной, а в худшем и вовсе как фальшивый. Это правда почти на 100%, однако крайне редкие исключения есть, одно на миллион. Но то авангард и прочий фьюжн, а существует чуть более простой путь - это играть на нестабильности dim и aug, а затем тут же ловить равновесие на более стабильном. Это ровно случай “Tall Poppy Syndrome”, где забрасываются разные dim аккорды, тут же ловящие устойчивость в ближайшем родственном E мажоре, словно моментальная кристаллизация в перенасыщенном растворе (что-то меня последнее время тянет на химические аналогии). Интересное и вполне достойное решение, тем более что на интервальных играх с хроматизмами Leprous не остановились, а в бридже (на 2:58) переключились на другие: трех-тактовый цикл F#m7>F#m6 | A>Asus(#4) | Ebdimadd(b9)>Ebdim.

Вообще, для меня этот марафон очень сильно перекликается с марафоном по Radiohead - что тут, что там, первый альбом явно слабее остальных, хотя в случае с Leprous правильнее говорить не о слабости, а о сырости и неумении провести огранку их алмазных идей; на Pablo Honey есть первый суперхит группы, которого она впоследствии очень стеснялась, с Leprous всё точно так же - это композиция “White”, которую фаны время от времени просят вернуть в концертный сетлист, на что группа отвечает “не” или отшучивается. Неожиданный факт - а ведь “White” это самая длинная песня в истории группы, они так до сих пор не переплюнули эти 11,5 минут. Вы можете возразить, что в конце “White” не особо то и чего происходит, поэтому №2 в этом соревновании - “Forced Entry” подлиннее будет...

А вот и нет! Финал “White” один из моих самых любимых моментов на всем Tall Poppy Syndrome - невероятное чувство стиля, утонченный вкус и творческий запал быть чем-то большим, чем просто заумная прог группа с текстами про социальную несправедливость, заставили их выйти на такую горько-солоноватую джазовую патетику, если бы группа села писать White сейчас, то она бы еще больше развернула эту концовку, может быть выйдя в hard bop в стиле Джона Колтрейна, а может быть в нечто более гладкое и печальное, навеянное Sade. Все, что группа будет творить в дальнейшем, особенно на поздних альбомах, было предзнаменовано здесь, в этом финале последней песни Tall Poppy Syndrome.

rate 4 vee 3of5A 4a81b
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика