Третий альбом, абсолютный мрак, коксующийся Лепроуз, который при изучении превращается в прелестный антрацит, переливающийся в лучах солнца. С выходом альбома Coal группа приняла одно из самых важных решений в её жизни: вместо того, чтобы почивать на лаврах, закреплять успехи и давать поклонникам то же самое, за что те их некогда полюбили, постепенно деградируя от разбавления дискографии однообразными работами, они решились на выход из комфортной зоны и удивление новым звучанием. Отныне, ни один альбом группы не будет похож на предыдущий, и не важно каких высот добивался прежний, пусть даже он всеми любим и толпа скандирует его имя в нетерпении от продолжения, это ничего не значит пред лицом экспериментов и постоянных метаморфоз.
С чем у Leprous никогда не возникает проблем, так это с оупенингами, можно взять любой и так и хочется сказать что это их лучший, но потом вспоминаешь об остальных вкусных открывашках и берешь свои слова назад. Так что лучше сказать что третий альбом не стал исключением и начинается очень мощно... Хотя, если сузить условие отбора до “
самого технически навороченного оупенинга из всех”, то будет три кандидата - с альбома Coal, с Malina и Aphelion, во всех есть сложные выкрутасы. У “
Foe” - размер 7/8, в темпе 115 bpm, при том это совершенно не обычные семь восьмых, которые хоть и редкий гость в поп музыке, но едва ли не самый популярный проговый размер, а более редкая разновидность семи восьмых.
7/8, как и любой сложный размер (лучше даже говорить сложенный, что точней передаёт суть), устроен из комбинации триолей и дуолей, конвенциональных варианта здесь три: 3+2+2, 2+3+2 и 2+2+3, для многих проговых песен достаточно просто прислушаться и определить где в риффе или мелодии расположены сильные доли, потому что они как бы запускают счетчик с начала, например если сильные доли в риффе на 1-й, 4-й и 6-й долях, то это 3+2+2. Композиция “Foe” выстроена хитрее, это 5/8+2/8, проще всего это понять и прочувствовать по “мягкому” финалу песни, где идут хоровые распевки: Айнар пропевает колыбельный мотив, где 5 нот покачиваются меж собой, 6-ая нота завершает фразу спускаясь вниз, а 7-ой пауза. Позже вступают бэки, которые вторым рисунком перетягивают на себя последние 2 доли, полностью разделяя весь такт на 5/8 Айнара и 2/8 для бэков. Начало, кажущееся настолько синкопированным, будто удары гитар и барабанов полностью случайны и не подчинены системности, выстроено точно так же - врыв на первой доле, мьют на пятой и еще два такта тишины.
Думаете это всё? Как бы не так, здесь есть еще гармонический детектив! Это на самом деле очень похоже на детективную историю - то, как наш мозг определяет тон и лад по мере того, как музыкальное повествование разворачивается и скармливает нам понемножку новые подробности гаммы. Вот все шаги рассуждений с первых секунд:
1) “так, это какой угодно лад от B”
2) “ой, какой мрачный первый аккорд, это фригийский?”
3) “но всё же там вроде мажорная терция есть, хоть и без квинты, хм... может быть миксолидийский ♭6?”
4) “так, по вокальной партии сейчас всё станет ясно, это либо двойной гармонический, либо фригийский доминантный либо миксолидийский ♭6”
5) “этот припев просто сумасшедший, а еще там Айнар впервые за песню берёт пониженную вторую (C), значит без вариантов фригийский доминантный”.
Ох, фригийский доминантный лад, один из самых грандиозных и величественно звучащих, у него вообще много названий: фригийский ♮3, фригийский мажор, или даже еврейский лад, потому что проник в европейскую школу двумя независимыми друг от друга способами - в Германии он был позаимствован из традиций клезмерской музыки и в Испании из сефардских общин.
Это всегда потрясающее чувство (не только
сломленный враг пред моим взором), когда мозг во время прослушивания прилагает усилия для понимания, а реальность приходит не сразу, а проступает понемногу, словно размытый мир после пробуждения, который медленно фокусируется. Так, из изначальной единственной ноты B, мы сначала обретаем куплет, построенный на аккордах [B(add4) B(add4) G G(add4)/A], которые, заметьте, совсем не sus4, а все мажорные, но из-за кластеризации с add4 звучат совсем не как мажор; лишь припев проясняет картину целиком, выходя на расширенное аккордное движение [B5 B5 G5 A5 - B5 B5 G5 C5]. Возможно, вам кажется, что этой сложной подсознательной работы не происходит если вы не в курсе таких нюансов, но это не так - на самом деле вы знаете все эти оттенки и соцветия, и на очень базовом уровне чувствуете как меняются настроения, просто возможно не знаете наименований, это похоже на прогулку по ботаническому саду или зоопарку, где вы много чего распознаёте, и точно отличите слона от папоротника, даже если не знаете как то и другое называется официально на латыни.
На третьем альбоме Leprous стали все глубже втягиваться в задействование потенциала восьмиструнных гитар, “
Chronic” прекрасная иллюстрация этому. Знаете, в своих раздумьях об истории рок музыки и различных её поколениях, мне несколько лет назад пришла в голову мысль, что на очень большом уровне обобщений будет справедливо сказать, что каждое поколение групп приходило с новым строем для гитар, играло свои бесконечно однотипные песни с новым, более низким и густым звуком, а фаны просто писались от счастья, каждый раз полагая что столкнулись с уникальным явлением. Сначала был Drop D, когда 6-я струна спускалась на тон вниз, строй оказался столь удобным, что люди с тремя пальцами в сумме на двух руках (1 на левой и 2 на правой, чтобы держать медиатор) стали уважаемыми гитаристами; потом пришли те, кто спустил до Drop C, а дальше случилась великая гитарная схизма. Те, что были поглупее, стали играть так, будто всё нормально, а что струны болтаются как обвисшие провода после урагана, так это даже стильно (заодно, чтобы подчеркнуть это, они стали ходить с полуспущенными штанами), а те, что поумнее, быстро сообразили что так не пойдет и нужна седьмая струна, и за ними последовало дальнейшее развитие. Сначала это был стандартный тюнинг BEADGBE, потом чтобы стать еще ниже и тяжелей из него сделали Drop A, а там, где появилось массовое производство гитар с усиленными корпусами, недолго было ждать и 8-струнок с тюнингом F#BEADGBE.
Вот здесь то мы и вернёмся к Leprous, которые обложились кастомными 8-струнными гитарами фирмы Aristides, исследуя всё более низкие композиции с интересом для себя. Chronic как раз пример такой песни, построенной от F#. В ней нет почти никаких особенностей ритмических или теоретических, это 4/4... Кстати, не упущу возможности тихо похихикать над тем, как современные альбомы Leprous обвиняют в том, что они скатились до 4/4, исписались, и только и делают, что тихо скулят и подвывают в куплетах и припевах, а вот раньше было самое оно. Так что там было раньше? Chronic в 4/4? Упс, неловко вышло. Но я не имею негативных чувств к Chronic: она всё равно звучит очень мощно, отлично вписывается в контекст альбома, имеет несколько интересных фракций, сменяющих друг друга и не заставляет заскучать от монотонности (хоть и чуточку на мой вкус затянута в конце, словно группе было жалко расставаться с этим припевом).
Третий номер “
Coal”, главная песня альбома и концентрация всей его концептуальности. Я со всей уверенностью заявляю, что это самая красивая песня, посвященная геологическому эону палеозоя, такая удивительная смесь эрудированного человека, знающего обо всех этих событиях, с тонкой поэтической натурой, глядящей на сгорающие угли и видящей за этим, казалось бы, незначительным событием, в параллелях настоящего непроглядную тьму веков, а точнее даже сотен миллионов лет, жутковатых по непостижимости нашим разумом таких временных расстояний, через которые прошёл уголь, так мрачно сгорающий в печах, котлах и каминах. Эта жизнь, что ныне заключена в угле, восходит к ордовикскому вымиранию, за которым следовал силур - когда первые растения начали покрывать сушу, девон - со всплеском био-разнообразия флоры, наконец карбон - вершина древесного могущества - всё доступное пространство материков было заполнено огромными деревьями, которые проживали свои столетия, затем валились, не сгнивая и не превращаясь в труху, потому что еще не эволюционировали грибы, способные разлагать лигнин, а на их месте вырастали новые и новые, покуда всё это не кончилось малым вымиранием (CRC) 305 млн лет назад, после которого такие леса почти целиком исчезли с лица Земли, а сваленная в огромные котлованы мертвая органика образовала эратемы и начала долгое погружение вглубь.
Едва ли есть еще более зловещая и преисполненная мраком песня у Leprous, чем “Coal”, особенно жутко звучат последние строчки “
Witness the details / Lead to your goal / See how the formula / Turns into coal”, в этом вся беспросветность, такое бессилие, невозможность сопротивляться приговору истории, предрешившей исход всему и вся, брр... мурашки по коже. К слову, под формулой, Тор с Айнаром, очевидно подразумевают дегидратацию, декарбоксилирование и деметанизацию, в научно популярных книжках о геологической истории подробно излагается процесс превращения в уголь. Некоторая оглядка на “Forced Entry” в структуре “Coal” конечно же есть, правда более простая - основной массив песни в 4/4, но в риффе размер сложен из трёх тактов 3/4+3/4+5/4. Как вы понимаете, 3/4 и 4/4 едва ли не самые далёкие друг от друга размеры во вселенной, поэтому гитара находит очень хитрый ритм с плавающей акцентуацией, чтобы гладко перейти со вступления на куплет, а после припева, когда надо вернуться в 3/4 (что чуть сложней), идёт молотилово, тайно маскирующее переход к моменту, где у обоих размеров будет общий синхронизированный такт.
На третьем альбоме группе наконец удалось записать полноценный сингл с широким охватом: “
The Cloak” - самый доступный на тот момент хит группы, пригодный для радио ротации и постижимый для широкой аудитории. Сладкий припев, который одно удовольствие напевать, рефлексирующая лирика, однако и специфическая гитарная плотность и мощь сохранены, как и прочие отличительные свойства группы, а какие там хоры, поставленные на дальние отражения огромной акустики! “The Cloak” - это аванпост группы того времени, мягко отдаленный от основного стилистического массива, но всецело представляющий его для новеньких поклонников, думающих что тяжелая музыка им не по плечу, но необычайный мелодизм Leprous уже привлекает. Она похожа на дипломатическое представительство, зазывающее в туристическую поездку по тропическому раю. А узнать о неистовых тропических штормах придётся уже на месте! И это я говорю и в том числе о себе, я присоединилась к фан сообществу во времена, когда The Congregation еще не вышел, а Coal был последним и актуальным альбомом, и “The Cloak” стала той самой моей первой песней, через которую я втянулась.
А моей второй стала “
The Valley”, на которой я влюбилась в этот бесконечно длинный медитативный и меланхолический рисунок. Это вообще вопрос психотипа, потому что я знаю нескольких людей, что послушали парочку песен с Coal или Congregation, в первые 2 минуты говоря как же это круто, а потом ужасно утомившись от “затянутости и уныния”, и бежали от Leprous как от проказы (!), вопроса послушать второй раз перед ними не стояло. Структура здесь простая, но очень интересная, вся песня, кроме одного фрагмента, в размере 6/4, а тот самый медитативный кусок в 4/4, и это прямо вау, потому что обычная практика делать наоборот - 4/4 для основной части песни, а если вам нужно отправиться в путешествие по далеким и загадочным мирам, то можно для этого попробовать уйти на более сложный размер. Для того, чтобы достичь такой отстраненности и безучастности в проигрыше “The Valley” бас гитара наигрывает сверхдлинный ритмический узор с очень рубленными таймингами, на каждой петле перекрывающий несколько тактов.
Вот так родишься ты обворожительной песней “
Salt”, сделаешь свои первые шаги, облачишься в прелестные партии инструментов, вырастешь и отправят тебя на гениальный альбом, в дружную семью равных тебе других песен, оглянешься вокруг, и вдруг окажется что ты стоишь между двумя эпиками, собирающими на себя все внимание и всю славу, которые еще и вдобавок каждая в два раза длиннее тебя. Из восьми композиций основного треклиста, “Salt” самая забытая и недолюбленная, и совсем не потому что она чем-то плоха, а просто не в её пользу рассеивается внимание, тем более когда всё такое вкусное. А еще приготовьтесь услышать чудовищную правду... “Salt” это самая светлая и теплая песня на всём альбоме! Да, она печальна и объята горечью, и я совсем не хочу сказать что это светлые грусть и тоска, вовсе нет. Просто остальные песни на альбоме еще более мрачны, это простой метод исключения.
Музыкальное решение “Salt” очень изысканное, это полиритм всех инструментов и голоса с гитарой: для всех это 5/4, а для гитары короткие наброски в 4/16, рассеченые шестнадцатой паузой (да, звучит странно, но в сольфеджио так обозначается длительность пауз), плюс к этому гитара смещена так, чтобы последние ноты каждого фрагмента были сильной долей, из-за этого получается такое головокружительное наложение. Смотрите в чем красота - размерность такта определяет сколько конкретно нот или пауз вы можете сыграть в нём, прежде чем он кончится. 4/4 значат, что вы можете сыграть 4 четверных, или 1 целую, или 16 шестнадцатых, там вообще много разных вариантов... Если мы берем 5/4, то в такте должно быть сыграно 20 шестнадцатых нот или пауз, значит у нас помещаются 4 коротких гитарных узора из 4-ёх шестнадцатых нот и остаётся ровно 4 паузы шестнадцатыми, чтобы их разделить и не дать им слиться в единое полотно, ну разве не красивое решение?
К припеву “Salt” приходит ко всеобщим 4/4, и кажется что если размер упростился, значит и всё должно стать проще, а вот и нет, потому что Тор, сохраняя суть основной мелодии, ужимает гитарную партию, и теперь в каждой фразе 1-2 шестнадцатые ноты, между ними 5 пауз, а в конце каждого такта 2 восьмые... Я не знаю как Тор играет свою партию, я пробовала под метроном и не смогла, даже просто успевать переставлять позиции левой руки и держать фокус на своём ритме очень трудно, а если еще и кругом другие инструменты, сбивающие тебя полиритмом, то вообще безумие.
Итак, мы приближаемся к предпоследней песне альбома “
Echo”, сестричке “The Valley”, обе устроены одинаковым образом - пространство целостности пеcни рассечено огромным ландшафтом интерлюдии. И длинное путешествие сквозь неё не менее красивое, чем в прошлый раз: рифф бас гитары словно хребет волны, разбивающейся о борт следующего такта, для моего темперамента это нисколечко не кажется затянутым, ровно столько, сколько надо. В отличие от концовки - вот там можно было бы и побыстрее. Вообще, завершать песню, медленно скручивая громкость, не кажется мне хорошим решением, я вот в детстве очень любила KISS, так далеко, как могу себя вспомнить, и уже тогда в 4-6 лет вытаскивала бобину с высоченной полки (на которую от меня прятали всю музыку, потому что я постоянно косячила и что-то портила, но я произошла от общего предка с обезьяной, поэтому легко доставала её), включала какой-нибудь их альбом, и думала как глупо, что они почти все песни заканчивают так, уходя в музыкальную даль. Прошли годы, а это всё так же глупо на мой взгляд, а теперь еще и старомодно!
“Echo”, в отличие от сестры, наоборот вся на 4/4, в том числе и во время интерлюдии, и только выходя из неё на бридж временно переходит на 6/4, вплоть до второго и последнего припева, которые вновь 4/4. А еще “Salt” и “Echo” подряд это одни из самых красивых стихов за всю историю Leprous, обороты столь эстетичны, а образы идеально точны, что они построчно подстреливают сердечко. Искусно написанные Тором (почти всю лирику всегда пишет именно он) и изящно произнесенные и протянутые Айнаром.
Наконец, финальная “
Contaminate Me” - объект воздыханий всех, кто любит потяжелее, из-за таких песен как эта (а также Waste of Air с прошлого), группу иногда зачисляют в категорию death metal. Пожалуй, самая главная коллаборация Leprous с Исаном, здесь его вокала намного больше, чем Айнара, правильнее даже будет сказать что Айнар, как робкий тамада на свадьбе, дал вступительное слово, да потом на пару секунд отнял микрофон в середине песни, а всё остальное время забрал гость. Никогда больше на всех следующих альбомах Leprous не будут звучать так тяжело (хотя пару раз приблизятся), поэтому “Contaminate Me” стала таким последним причалом, с которого группа уплыла непонятно куда для более хардкорной публики, таким образом превратясь в священный грааль, которым увещевают неразумных вернуться назад. Но даже и не фанатам death-версии Leprous, есть за что любить “Contaminate Me” - перевалив за пять минут, она внезапно заканчивается, и это прямо реально ощущается как финал песни, однако течение продолжается, покуда не приводит слушателя в некий античный восточный базар, по ощущениям этот финал лежит очень близко к Soothsayer от группы The Mars Volta, звучит очень сверхъестественно.
Бонусом еще есть “
Bury”, что чувствуется как дополнительная порция к “Contaminate Me”, а также пересведенная с большим упором на а капелла “
Foe Re-mix”, причем зря они её так назвали. Больше бы подошло “Re-Foe” или “Foe (reprise)”. Меня постоянно заедает проблема “испорченных” финалов альбомов, только задумайтесь - ведь чаще всего стандартная версия альбома заканчивается намного мощней и величественней, чем невнятные вторичные финалы делюкс изданий с бонус-треками. Здесь я должна выказать моё огромное уважение к Muse, которые старательно распихивают бонусы ближе к концу, но не последними, чтобы изначально задуманная песня завершала всё с блеском. “Contaminate Me” ощущается как потрясающий финал, “Bury” уже нет. “Foe Re-mix”? Ну, трудно сказать. Как реприза к началу - это сильно, но слово “ремикс” выдаёт семантическую несерьезность и скорей как довесок, так что в таких вещах даже название имеет свою важность.
Вот такой получился альбом Coal, наиболее мрачная и депрессивная веха в истории группы, настолько пролегающая глубже любых допустимых границ мрака, что после него даже упадочные и декадентские “The Flood”, “Red” и “Slave” со следующего, в сравнении с этим альбомом кажутся просто грустными песнями, неспособными достичь отчаяния и безнадежности Coal. И дело не только в лирике и в том как низко Leprous спустили колки, чтобы звучать как можно тяжелее, на это работает и гармония - Leprous на протяжении альбома перебирают множество звукорядов, пограничных с локрийским (его напрямую почти невозможно использовать, ввиду неустойчивой тоники, лежащей на dim аккорде, который наш мозг отказывается воспринимать как тональный), проскакивают несколько разновидностей фригийского, дорийский ♭2, лидийский минор и другие тёмные лады, своим звучанием лежащие глубоко во мраке.
Любить Coal или ненавидеть - сильно завязано на способе нашей перцепции искусства, одни считают что музыка должна иметь прикладную пользу, украшать реальность или поднимать настроение, для них Coal станет кошмарным опытом и никогда не будет повторно включен, для других искусство автономно и самоценно, не музыка для человека, а человек для музыки, а любое достижение особенных форм и настроений есть главная мера, отделяющая хороший образец от плохого, для таких Coal легендарен и уникален.