Первый раз я послушала этот альбом на следующий день после его презентации, и уже через неделю смогла бы сформулировать все свое недовольство этой пластинкой в буквенном виде. Сразу расставлю все точки над "i", U2 я не люблю, более того, заметив очередное паблисити Боно и компании, ничего иного кроме презрительного «фи» это во мне не вызывает, хотя альбомы 87-93 годов я считаю эталонами рока. Наброски этой рецензии уже несколько недель валялись в моем компьютере. Изначально я планировала поставить альбому 1 балл, первая неделя знакомства с альбомом не дала мне ровным счетом ничего, а сверху давила предвзятость и две предыдущие неудачные работы.
Говоря о U2, совершенно невозможно игнорировать политическую и общественную деятельность группы, все таки название обязывает. И это наверное центральная проблема: Боно делает вид что занимается гуманитарной помощью, одновременно с этим не делая ничего, что реально бы приносило пользу: списание долгов с государств третьего мира делает их правительства более безответственными, продовольственная помощь приводит к демпингу и закрытию местных пищевых предприятий, только усугубляя местное состояние дел, гуманитарные миссии оканчиваются обогащением и продлением власти откровенных бандитских группировок (лучший пример здесь Сомали '93). Как это ни жестоко, но приходится признать что наше вмешательство и попытки спасти этих людей приводят только к тому что проблема переносится на следующее поколение, только растягиваясь во времени. Реальную помощь бы оказали поставки оружия, поддержка оппозиции и помощь в свержении различных Бокасс и Иди Аминов в банановых республиках, но вот пресса этого не поймет, а ведь именно на нее все и рассчитано.
Хороший колумнист всегда знает: чтобы дать оценку какому-то предмету или событию нужно найти хлесткую связь с явлением, находящемся в совершенно другой области, проводить параллели, в непрерывном сравнении между собой раскрывая тему с неожиданной стороны. И прочитав в новостях о том что на презентации альбома U2, Apple также представила свои новые устройства (или наоборот, на презентации Apple выступили U2, все зависит ведь только от того что принять за ИСО), я подумала «О!», как они друг друга нашли, ведь Apple и U2 очень похожи между собой, и те и другие почивают на лаврах былых заслуг. Единственная инновация Яблока за последние годы, переход раньше всех на x64, так хорошо коррелирует c парочкой удачных песен ирландцев на последних альбомах. Плюс скепсис от шума в СМИ, о том «какие молодцы U2, впервые в истории бесплатно раздающие свою музыку», не принимая во внимание что аттракцион неслыханной щедрости всего на пару месяцев, и что впервые это провернули Radiohead. Плюс добровольно-принудительное распространение, «
нравится, не нравится, жри моя красавица». Плюс почти моментальный провал альбома в британских чартах.
Но я решила подождать с публикацией, к началу октября меня зацепила
6.Volcano и
9.Sleep Like a Baby Tonight. Шло время и я постепенно оттаивала, находя свой вкус в на первый взгляд блеклых и нехитовых композициях. Каждая неделя прослушивания заставляла меня приписать еще один балл к итоговой оценке. И вот, спустя полтора месяца, альбом наконец растопил все мои предубеждения. Совместная кампания с Apple была ошибкой, материал на альбоме очень даже хороший, и такое издание ему только повредило. Ни время, ни общественное мнение уже не повернуть вспять, и как это ни печально, но «Songs of Innocence» навсегда останется недооцененной работой. С другой стороны Боно пообещал вторую часть «Songs of Experience» (да-да, здесь отсылка к Вильяму Блейку) и возможно она выправит впечатление.
Открывает альбом стадионная
The Miracle, следом за ней не сбавляя темпа идет ностальгически ретроградная
Every Breaking Wave,
California c ярким припевом (к слову — они во всех песнях яркие), до безобразия личная
Song for Someone, причем воспринимается она так именно для слушателя, экспрессивные и динамичные
Volcano,
Raised By Wolves и
Cedarwood Road. Альбом своего рода автобиография, сборник детских впечатлений от участников группы, «невинно» и наивно осевших в памяти, рассказанных нам только сейчас. Songs of Innocence конечно не шедевр, но очень близок к этому, imao лучшая работа U2 c 1997 года.