Когда-то давно в незапамятные времена появилась группа Metallica, которая так сильно посношалась с музыкальным искусством, что породила бесчисленное число детей. Одни были пострашнее, другие посимпатичнее, но все они и ногтя не стоили с ноги садовника, работающего у Джеймса Хэтфилда. Как вы уже догадываетесь, сегодня пойдет речь об одном из таких детей. Назвали его
Godsmack, чтобы это ни значило.
В прошлом году коллектив подумал-подумал, да и выпустил очередной альбом, даже назвал его концептуально -
1000hp (послушать можно на
Яндекс.Музыке). Что означает 1000 лошадиных сил или 735 498 Ватта. В этом даже есть какой-то смысл, поскольку группа действительно очень энергичная и иной раз дает понять, что заряд у нее нескончаемый. Правда, это касается не только ровной, акцентированной игры на музыкальных инструментах, но и нескончаемого творческого слабоумия.
Начнем с того, что коллектив в первой же своей песне "1000hp" демонстрирует чисто запредельный квинта-октавный оргазм в заниженном гитарном строе, что я аж удивился от того, что ребята ну вообще не стесняются, словно бы у них нет никаких комплексов на счет шаблонных ходов (ну правда, играть октавы на фоне квинт, ну сколько можно? Этого дерьма хватало в середине 90-х, потом в начале 2000-х, а затем и в 2010-х, замкните уже этот порочный круг!).
Единственное, что в "1000hp" привлекает и в тоже время является спасательным кругом для трека - забойная энергетика, с которой музыканты месят популярные интервалы, иногда отрывистым образом, а иногда непрерывным. Ну а в общем если смотреть, то еще можно и звучание отметить, которое одно и тоже на протяжении всей пластинки, но довольно приятное (я имею ввиду тембр музыкальных инструментов), тяжелое, с металическим отливом.
Как я уже говорил, эти ребята не имеют комплексов (ну скажем, как известный герой - голый король), поэтому когда в песне "FML" я услышал короткий милый и совсем незатейливый переборчик на чистом звуке, а затем опять же набор отрывистых квинт, то ничему не удивился. Также меня совсем не удивило гитарное соло, которое играется в одном боксе, ну чтобы руками далеко не ходить, все равно никто не запомнит. Все по канонам учебника "Стань героем рока". По существу все это, конечно, не представляет особого интереса.
И пока я не забыл, стоит сказать пару слов про вокалиста (зовут его Салли Эрна, как героя мультфильма "Корпорация монстров"), который в принципе неплох, поет в рамках программы "хочу стать рок-звездой", похрипывая где надо, между делом пародируя папу Хэта. Получается не очень колоритно, но все же неплохо, а вот когда он начинает чисто петь, то это, мягко говоря, воспринимать трудно. Человек сразу теряет все свое очарование и становится просто жалким мальчиком с микрофоном.
Хотя в некоторых песнях Салли стоило бы оставаться в образе мальчика, чтобы соблюсти каноны пиздострадальческого жанра. Взять песню "Something Different", которая мне сильно напоминает творческие высеры в исполнении Coldplay - незатейливые переборы, размазывающие сопли гитары, да скрипки-хуипки (могу ошибаться, но я уверен, что там было что-то тягучее, но слушать еще раз желания нет), чтоб вокалисту было уж совсем комфортно и т.д. В общем ничего трудного - просто бизнес. Точнее бизнес и "квакушка".
Знаете, эффект "wah-wah", который в простонародье называют "квакушкой", является по крайней мере маленьким божеством для коллектива Godsmack, они его и так и сяк используют, что аж дурно становится. Буквально в каждом соло... и местами в риффах. Я не против этого эффекта, но ради всего святого Godsmack, ну хоть раз откажитесь от него. А то как гитарные пионеры, вы еще дэлея и реверберации накрутите, как делают те, кто не умеет играть чисто, пытаясь скрыть недостатки своей игры за счет эффектов. Реальные же пацаны играют на неподключенных гитарах и едят сырые овощи и только после 5 лет в Тибете начинают играть с перегрузом и остальными эффектами. Понятно?
Так, что дальше? Что дальше "Что дальше?", ну т.е. "What's Next?", одна из лучших песен на альбоме, уже просто потому, что ее интро-рифф звучит необычно для альбома. Музыканты словно бы попытались отойти от обычного квинто-дроча, и сыграли вполне себе "качающий рифф". Почаще бы так. А то вроде звук есть, энергия тоже, а с техникой беда. Ну или они просто ограничены творческими рамками. Однако так месить в 2014 году, ну совсем уж бесстыдство.
Впрочем, квинто-дроч это полбеды, может быть и хуже, например послушайте незатейливый рифф на двух нотах в духе эпического высера Slipknot (я намекаю на "лучший гитарный рифф 2014 года по мнению читателей Total Guitar", что был в песне "The Negative One") в композиции "Generation Day". Я бы сказал "Да ладно? Идите нахуй", если бы эта композиция только тем и могла порадовать, а в ней при всей убогости оказалось, что есть тайничок с мелодиями, расположенный чуть дальше центра, когда трек уходит от рокового звучание в более протяжный экспрессивный, а потом опять возвращается, словно бы побывал в какой-то психоделическом путешествии. Жаль что вернулся, потому что слушать двух-нотный рифф крайне утомительно.
Иной раз, пока слушал пластинку, я приходил к мысли, что группа словно бы собирает свои песни по кусочкам из скромного запаса элементов. Ну скажем, как первый вариант тетриса. В целом у песен по большей части есть только заряд. В остальном они не сильно радуют какими-то интересными ходами или мелодиями. Впрочем, в композиции "Locked & Loaded" квинто-дроч сменился на нуле-дроч в заниженном строе с последующим накатом квинт-аккордов. Прорыв!
Вы заметили, что я все время говорю про квинт-аккорды? Да, я сам уже заебался. Но я не виноват, что они их постоянно играют. Я могу конечно посидеть и порассуждать на тему, что A5-E5 - это крутая последовательность, а E5-B5 не особо. Честно говоря мне трудно понять, что этим можно выразить, кроме своей лени. К тому же я же не виноват что группа по-настоящему помешана на этом интервале. Они наверно как Брэд Делсон уже давно женились на пятой ступени и, видимо, так счастливы, что хотят поделиться этим счастьем с миром. Но, блять, тошно. Когда я их слушаю, то они ничем не могут меня удивить, потому что свои узкие рамки они обозначили уже в первой песне и отходить они от них не будут никуда. Ни сегодня, ни завтра.
Ну ладно... давайте отвлечемся. Чисто лирически альбом меня, как обычно, ничем не привлек, я лишь заметил, что былинный герой великих поэм Godsmack часто вопрошает о чем либо. Задет вопросы. Я не знаю кому, но мне на них отвечать не хочется. Разве что один я не могу обойти стороной "What's Next?". А дальше вы, Godsmack, опять запретесь в творческом сейфе, лишь бы к вам не проникали никакие новые идеи, которые бы не были ограничены вашим суповым набором "Ролтон" - "квакушка", квинта, октава и перебор 3-х нот.
Зачастую я думаю, что Godsmack звучат как технически и мелодически ослабленная Metallica. Вот даже в песне "I Don't Belong" лихо наяривают рифф на одной струне, только не как в "Master Of Puppets", где херачит идейная хроматика, а так всего лишь в духе опять же, лучшего гитарного риффа 2014 года в исполнении Slipknot. Кстати, что не удивительно, а ведь Кирк Хэммет любит "квакушкой" пользоваться, но у него это заметно лучше получается, нежели у ребят из Godsmack, которые с каждой песней с альбома 1000hp демонстрируют лишь то, что смогли сделать упрощенный вариант Death Magnetic. Так скажем ясельный вариант с песнями, которые хер запомнишь. Они словно бы математическая формула, в которой нет творческой составляющей.
Мне думается, что альбом 1000hp будет неплохим пособием для начинающих гитаристов, которые хотят звучать мощно. Но уж извините, это все. В остальном 1000hp - творческое бессилие. Пластинка выглядит как продукт, специально созданный по определенному шаблону для определенной целевой аудитории. Гитарные риффы, арпеджио на чистом звуке, да квакающие соло звучат так, словно не хотят быть сыгранными никем. Ну да, ребята - квинтоломы, однако и на этом интервале сыграно не мало заметных риффов, только не ими, которые узнается сразу же. Например "Rock You Like A Hurricane" группы Scorpions или "Pretty Fly (for a White Guy)" от The Offspring. Риффы квинтовые, но они запоминаются и часто играются среди диванных гитаристов. А то, что звучит у Godsmack, разве что на упражнение сгодится.
И наконец, подведем итог, "What's Next?" - лучшая песня с пластинки и с самым зайбойным гитарным риффом, что смогли родить музыканты. Тем не менее, у них есть свой звук и большой запас энергии. В остальном 1000hp - довольно слабая работа, хоть и выглядит крепко, но на деле это хлипенькая конструкция, которая развалится, стоит лишь убрать из нее один элемент. Так что король - голый.