Сразу должен предупредить о своем отношении к пауэр-металу. Здесь имеет место быть синдром утенка, поскольку одной из двух первых моих зарубежных групп была Blind Guardian, не говоря уже о том, что я был жутким задротом и ролевиком (хотя ни те, ни те, думаю, бывшими не бывают).
Альбом
Carolus Rex шведской группы
Sabaton вышел в не столь далеком 2012 году. Что же нам предлагает эта пластинка? Обычно композиции пауэр-метала (хотя здесь скорее хеви-пауэр-метал) состоят примерно из: 17% вокала, 11% риффов, ~7% ритм-секции, 4% соло и 61% чистого, концентрированного пафоса, которого зачастую оказывается слишком много. Но, в отличии от большинства коллег по цеху, Sabaton воспевает не битвы на Пеленейских полях или дуэли между Морготом и Финголфином. Тематикой композиций служат различные исторические явления (например, интересен задумкой альбом The Art of War, в своей основе содержащий около 2500 цитат из одноименной книги Сунь-Цзы "Искусство Войны"), в основном войны и сражения, а на настоящей бойне нет места пафосу.
Другими словами, пафос здесь заменяет эпичность. Просто сотни ее! Здесь действительно с этим никаких проблем. Практически каждая песня настолько плотна и атмосферна, что, скорее, воспринимаешь композиции не как музыку, а как путешествие на место исторических событий. Клевые, в большинстве даже грувные риффы, очень ненавязчивые, но чертовски мелодичные соло и рычащий вокал Йоакима Бродена с грозным нордическим акцентом. Круто? Еще как!
Ах да, кстати, Carolus Rex - это концептуальный альбом. Собственно, название и означает "Король Карл". Карл XII - правитель Швеции с 1697 по 1718 год. Довольно занятная личность, которой, видимо, не давала покоя слава Александра Македонского. Взошел он на престол в 15 лет и, по достижении совершеннолетия, сразу отправился в военные походы, растянувшиеся на 18 лет, с целью сделать Швецию доминирующей силой в Западной Европе. Гарный хлопец.
Итак, к самому альбому. После небольшого интро, слушателя встречает первый сингл, "The Lion From The North". На мой взгляд, не самая сильная песня с альбома. Не знаю, может текст хорош, но разобрать что-либо в таком рычании - довольно проблематичная задача. Нет, песня неплоха, как и все композиции на альбоме, но звучит довольно обычно. Больше всех тяготеет к классическому спид-металу. Грохочащая бас-бочка, "наивный" припев... Хотя здесь есть клевое техничное соло. Посвящена также одному из выдающихся правителей Швеции, Густаву II Адольфу.
А вот следующая песня, "Gott Mit Uns", уже дает жару. Просто зацените эту тему в начале! Приятно, что группа, имея в распоряжении нескольких гитаристов, все-таки использует их. Здесь уже видно, что Йоаким, который является композитором практически всех песен коллектива, реально умеет писать годные, приятные на слух мелодии. Цепляет, а если послушать раза 2-3, то и запоминается.
Следующие две вещи, балладо-подобная "A Lifetime Of War" и "1648", подводят нас к кульминации альбома. "The Carolean's Prayer" при первом прослушивании мне понравилась даже больше титульника. Один из лучших риффов на релизе и такой же шикарный, мощный припев. Но ультимативной композицией все же является "Carolus Rex". Чертовски атмосферно. Песня посвящена коронации Карла XII, и уже с первых звуков явственно представляется, как монарх, облачившись в свое парадное одеяние, принимает корону из рук первосвященника (или кто там) и с пьедестала выкрикивает речь своему народу, а гвардия поддерживает его в припеве. "TO THE SKI-I-ES, SEE CAR-ROLUS R-REX!" Главное - не думать о том, что ему было 15 лет... Wait... OH, SHI~~
Собственно, все остальные композиции - такой же добротный, фирменный хэви-пауэр-метал. Отметить можно "Long Live The King", повествующая об убийстве Карла XII, умершего при осаде от пули, пущенной неясно кем: противником или же заговорщиками среди знати Швеции. Симпатичная, хоть и не прямо уж впечатляющая пауэр-баллада выделяется своим чудовищно техничным соло: убийственно плавное, цельное и просто очень красивое. Закрывашка также для своего жанра классическая, самая симфоническая часть пластинки, "Ruina Imperii", разве что исполнена на родной языке группы.
Подводя итог. Год-но-та. Очень тембрально приятные гитары, идеальное сведение, эпичные, но не вызывающие фейспалма от передозировки пафоса мелодии, отличнейшие аранжировки, чувство прикосновения к чему-то значимому и величественному, наличие своего стиля и незабываемый утробный баритон Йоакима. Да, понимаю, что по моим меркам это все равно не прямо абсолютная пятерка, где-то 4.852645(45), но я просто хочу поставить пластинке высшую оценку. Качественнейший хэви-пауэр.
Большое спасибо Дашкевичу за огромное кол-во положительных, ностальгических эмоций от первого прослушивания, давно не притрагивался к этому стилю.