Ах, март! Как теперь заведено, новый альбом
Depeche Mode выходит именно в это время. Из-за окна доносятся мольбы "ноуу!", выкрикиваемые толпой держащихся подальше друг от друга котов, из моего дома им вторит почти безнадежное "мяау", и посреди такого странного звукового сопровождения я сижу и слушаю "
Spirit". К слову, а вы никогда не задумывались что свобода спаривания у человека это наследие с тех времен, когда общий предок всех приматов обитал рядом с экватором, где разница между сезонами минимальна, а следовательно особи могут самостоятельно выбирать наиболее благоприятный момент для сего действа? А иначе и быть не может - разумные существа (нуу как разумные... a wee bit) не могут существовать без максимально гибкой модели поведения. Просто представьте на секундочку, как вся жизнь человечества каждый март парализуется, встаёт транспортная инфраструктура, производство, и даже маклерам на фондовой бирже больше нет дела до котировок, потому что теперь они остро "интересуются" друг другом... а где-то вдали у парочки людей с нарушением обращения гонадальных стероидов (что в простонародье зовутся асексуалами) из колонок доносится Where's the Revolution.
Итак, что первое бросается в глаза в 14-ом студийном альбоме Spirit? Первое - Бен Хиллер, продюсировавший альбомы Playing the Angel, SotU и Delta Machine, заменен Джеймсом Фордом, наиболее известным своими работами с группами Arctic Monkeys, Mystery Jets, Birdy, Foals и Florence and the Machine. Предпочитает делать упор на "живом" звучании инструментов. На большинстве песен альбома Spirit действительно ощутимо живое звучание, часть композиций (на мой скромный взгляд) были спасены таким решением из болота заурядности, которая была бы видна при электронной/минималистичной аранжировке.
Вторая перемена, на которую сложно не обратить внимание, это совершенно неизвестные люди, взятые на студийную работу (по крайней мере, неизвестные мне). Нет больше гениального Флуда, сводившего полсотни великолепных альбомов самых прославленных групп последних 35 лет, и помогавший Depeche Mode с Violator, SoFaD и Delta Machine. Нет Эмили Лазарь, потрясающе качественно выполнившей мастеринг Playing the Angel, нет Тони Хоффера, вытянувшего достаточно сложное сведение Sounds of the Universe. Теперь группа работает с ничем себя незарекомендовавшими людьми, вращающимися вокруг студийной работы.
1. "
Going Backwards". Довольно странный оупенинг, мне кажется, самый непримечательный за всю историю группы. При первом прослушивании я сидела в предвкушении, ведь Depeche Mode имеют стиль взрывать с первого же трека. Только подумайте - World in My Eyes, Never Let Me Down Again, I Feel You, Dream On, A Pain That I'm Used To - все эти хиты открывали свои альбомы. И даже такие номера, как Black Celebration, Barrel of a Gun, In Chains и Welcome To My World, очаровывали своей необычностью, и цепляли со 2-3 прослушивания. В общем, находилась я в предвосхищенном состоянии, воображение разогревал добротный традиционный инструментальный саунд, сижу и улыбаюсь лирике, которая иносказательно издевается на фанами, подтрунивая над собой, подразумевая мол "с годами мы только становимся хуже". Игра смыслов - всё круто, с одной стороны текст песни в политическом посыле высмеивает консерваторов и реакционеров, с другой стороны есть доля иронии по отношению к себе. Но вот дослушала я до конца первого припева, и посетило меня смутное чувство что Going Backwards это как минимум на 50% переделка John the Revelator. Нет-нет, думала я, слушая интересный пост-припевный проигрыш в синтезаторном арпеджиато. Однако ощущение становилось со временем всё более и более очевидное. База у композиций разная, но аранжировочные ходы повторяют друг друга один в один. Да и разрывного припева как-то не вышло. Жаль, идем дальше...
2. "
Where's the Revolution". На самом деле это классная песня. Что бы я сейчас не сказала, мне она нравится. Но, я сама себе испортила впечатление, примерно за 5 дней до выхода сингла Where's the Revolution фанаты сделали свой собственный вариант из тех обрывков, что были выложены в сеть. И эта версия имеет просто идеальную плотность звука в куплетах. Если честно, самая главная вещь, которую Depeche Mode потеряли, оставшись без Алана Уайлдера - это плотность и насыщенность звука. Лично мне именно жесткого звука часто не хватает в их музыке, во времена присутствия Алана его тоже частенько недоставало, но в меньшей степени. Просто послушайте
fanmade edit, и поймёте о чем я говорю. Я не знаю зачем требовался тихий куплет, который обыкновенно необходим для разгона на не очень яркие припевы, в Where's the Revolution припев достаточно мощен, чтобы вообще не задумываться как бы его дополнительно оттенять, играя на контрастах громкости.
Кстати, те идиоты, которые решили что Depeche Mode подразумевают революцию в США, после прихода некомфортного для левых взглядов 45-го президента, честное слово, ребята, ну почему вы такие тупые? Чего-то не знать простительно, но делать заявления, и засирать общественное пространство вашими глупыми предположениями - не простительно. Когда всего-то от вас и требуется, что открыть Декларацию Независимости США 1776г. и прочесть её. Я понимаю, да, после того как вы отвыкли читать сообщения длиной больше 140 символов, вам будет нелегко, но там всего 2 странички, поднатужьтесь и вы справитесь. А заодно узнаете что в США невозможна революция, так как отцы основатели были не последними дураками, и предусмотрели легальный механизм вооруженного сопротивления и свержения власти, если она переходит определенную красную черту. Так что включайте ваши миелиновые машины и прекращайте нести ахинею. Песня скорее про все ваши засранные отсталые государства Восточной Европы/Ближнего Востока, чем про США.
3. "
The Worst Crime". Если честно, при первом прослушивании, я на этой песне решила, что альбом полностью удался. Это нереально крутая песня. Я даже остановилась на ней, и раз 5 подряд переслушала. Просто изумительно, приятно напоминает Roads группы Portishead, в припевах конец такта подчеркивается чеканящими рэйками. И текст великолепный, по крайней мере мне он очень близок, живя в современной инкарнации поздней римской империи, понимая что её судьба во всех красках детально повторится в ближайшее время, видя гигантское количество совершенных ошибок, ни от одной из которых мне никого не удалось уберечь и предостеречь, я тоже чувствую некоторую ответственность перед этим маховиком истории, поэтому текст The Worst Crime мне очень импонирует и невероятно близок. Спасибо, Мартин, за эту потрясающую композицию.
4. "
Scum". Не знаю, со скольки раз я всё таки расслушала эту песню. Где-то на 4-5 прослушивании. Кстати, эта песня была на презентации, где полгода назад представили 3 отрывка. Хоть поначалу я и сопротивлялась, но сейчас признаю что это всё-таки хороший трек, строчка "pull the trigger" делает всю песню.
5. "
You Move". Вроде как надо порадоваться, что Мартин и Дейв впервые в истории группы что-то записали вместе, но это такая ерунда, что даже сбитый размер не спасает. Да и ничто не способно спасти песню, если за ней не стоит никакая оригинальная идея.
6. "
Cover Me". Итак, мы добрались до песен Дэйва Гаана. Их, как всегда, три штуки. Cover Me хоть звучит странновато, не очень уж в стиле Depeche Mode, но песня мягкая, лиричная и приятная, да и к середине разбавляется синтезаторами, приближаясь к классическому звучанию Depeche Mode.
7. "
Eternal". Первая песня с ведущим вокалом Мартина. Если честно, это даже не совсем песня. Depeche Mode любят вставлять в альбомы интерлюдии, в этот раз это такая вокальная небольшая зарисовочка. Антураж невероятно скудный - монотонное звучание стилизованного под орган синтезатора, которое дважды разбавляется маршем (солдатских?) сапогов. По мне, так саунд скучный, а текст слащавый.
8. "
Poison Heart". Вторая песня Гаана и третья зарисовочка, представленная полгода назад на презентации. В принципе, можно сказать что все три показанные там песни, и есть главные хиты альбома Spirit - Where's the Revolution, Poison Heart и Scum. The Worst Crime не многие смогут понять, как не поняли когда-то The Things You Said и The Love Thieves. Poison Heart отличная композиция, ритм ярко подчеркивается гитарными рэйками, шикарный выход на пред-припев, и хуковый припев вообще без всяких слов, интересное раскрытие пред-припева в финале. Единственная помарочка - невнятная кода, это вообще проблема на этом альбоме, песни часто кончаются неэффектно, а просто неожиданно останавливаются, будто поезд, сошедший с рельсов.
9. "
So Much Love". Больше всего не люблю такие песни у Depeche Mode, банальная долбёжка шестнадцатыми, почти на каждом позднем альбоме у них есть такое нечто.
10. "
Poorman". Ниже среднего, если бы не яркая гитара, наигрывающая простенький рисунок, то и сказать бы было совсем нечего об этой песне. Хотя, так и так, едва ли вы заметите эту песню, даже на 3-5 прослушивании. Пролетает мимо ушей, как будто её и нет.
11. "
No More (This Is The Last Time)". Третий трек Гаана, и самый рядовой из всех его композиций на альбоме Spirit. Песня неплохая, обычный средний наполнитель, если бы речь была, скажем, об альбоме Delta Machine. Но на Spirit вторая половина испытывает явную нехватку хорошего материала, поэтому 11-ый номер воспринимается приятно.
12. "
Fail". До ужаса вымученно, натужные страдания, аранжировка скучная и банальная, и вообще песни, в которых автор пытается трогательно спеть что мы всё потеряли - никогда не удаются. Вот в The Worst Crime финальная мысль похожая, но подход к её раскрытию другой, и всё работает, а здесь посыл прямым текстом - нет. И правда фэйл, эта песня мне напомнила точно такую же вымученную и скучную Damaged People. Жаль, что у Мартина не вышло ни одной хорошей персональной песни на альбоме Spirit.
Надо сказать что за прошедшие 12 лет у меня сильно изменилось отношение в Гаану. Когда я в 2005-ом году узнала что теперь он тоже композитор, я подумала "
нахрен он тут нужен, Гор и сам отлично справляется!", в 2009-ом "
ну ладно, на кое-что он все таки годится", в 2013-ом "
а Дэйв всё-таки молодец, целый хит Should Be Higher на себе вытянул", в 2017-ом я уже понимаю что если бы не песни Гаана, то альбом однозначно можно было бы внести в список самых провальных записей года. О, нет, не записывайте меня в отряд ворчунов, ноющих что после SoFaD Depeche Mode сдулись. И в секту считающих последним хорошим альбомом Ultra тоже не стоит меня вносить. Мне нравятся поздние DM, и даже после Spirit я не считаю группу сдувшейся. Просто Spirit это самый неудачный альбом в дискографии коллектива. Ничего страшного, со всеми бывает, думаю, что если с группой будет всё в порядке, они смогут реабилитироваться в 2021-ом году.
Знаете какой мне критерий качества альбома нравится? Тот, который дает сама группа. У любого коллектива с большим количеством хитов всегда возникает сложность с составлением сетлиста для концерта. С одной стороны, есть куча старого материала, который любят и ждут фанаты, с другой стороны надо что-то и с нового альбома исполнить. Об успешности нового альбома можно судить по количеству попавших в тур песен, как минимум по тому, насколько эти песни нравятся их авторам. С каждого альбома за последние 20 лет на турах в поддержку вышедшего альбома Depeche Mode играли примерно 7 песен. Да, это еще не показатель, потому что можно с покер-фейсом играть любую ерунду, но я решительно не понимаю какие именно 7 песен можно набрать с альбома Spirit. Ну, Where's the Revolution, The Worst Crime и Poison Heart - эта тройка выглядит уверенно, и будет хорошо смотреться на фоне прочих хитов. А дальше что? Going Backwards - это так-себе, еще и к тому же похоже на John the Revelator, не лучше уж её и исполнить? Scum вообще не звучит стадионно, могу ошибаться, но я не представляю что она вообще может хорошо звучать вживую - она и в студийке то еле-еле вытянута до звания хита. А что еще на альбоме есть достойного? Ах, ну да, еще Cover Me более менее, если Гаан споёт проникновенно, то можно её четвертой записать. Пожалуй и всё - остальное исполнять даже стыдно как-то должно быть.
Но есть еще более действенный метод оценки по лайвам. Правда ради него придется подождать, однако он еще более точный. Вопрос формулируется так - "
а стал ли альбом для группы важной вехой? Настолько важной, что песни с него исполняются и в последующих турах?". К примеру, с Ultra в сетлистах прочно засели 3 хита, после Exciter в сетлистах осталась только 1 песня (и еще 2 с горем пополам время от времени пел сольно Мартин), Playing the Angel оставил от себя 1 хит, который никогда теперь не покинет сетлисты, и еще 2 регулярно исполняемые песни, от Sounds of the Universe не осталось ничего (хотя Wrong и In Chains вполне заслуживают остаться в сетлистах). Кстати, в этом туре будет интересно посмотреть что из Delta Machine останется невыкорчёванным. А теперь подумайте - что из альбома Spirit попадет в следующий тур? Найдется ли там место, когда с одной стороны надо будет презентовать новые песни, а с другой проверенную годами классику на радость толпы сыграть? Можно в туре 2021 года сыграть очень добротную Where's the Revolution, а можно в очередной раз обожаемую всеми Policy of Truth, угадайте, что выберут DM?