Так принято, что типичные слушатели в массе своей делятся на две группы: первые выбирают самый успешный альбом, называют его вершиной творчества и своей самой любимой записью, вторые строят из себя нонконформистов, поэтому тактика у них чуть посложнее - они выбирают следующий после самого успешного альбома в качестве своего фаворита и произносят заклинание "на прошлом альбоме группа продалась ради популярности/денег, а на этом им уже нет никакого дела до окружающих, и они полностью раскрыли свою гениальность, быдлу не понять!". Так произошло и с альбомом
Nirvana - "
In Utero", который с "правильным", чисто сиэттловским произношением, читается как "ин уретра", группа тем самым намекает о своём отношении к слушателям, особенно тем беднягам, кому случайно довелось послушать это.
Надо признать что единственное светлое пятно на музыке Nirvana - это симпатичные вокальные партии и, иногда, хоть и простенькие, но приятные риффы. Всё вместе это утоплено в хайгейне, дешёвых примочках, неправильном выстроении гитарной цепи, долбёжке квинтаккордов шестнадцатыми, забыванию глушить "лишние" струны, грязной игре, неправильной акцентировке и абсолютном отсутствии орнаментики. То есть, лично для меня вполне очевиден тот факт, что если разгрести авгиевы конюшни композиторского клозета Нирваны, то из части их песен может получиться вполне себе миленький поп-рок. Сразу уточню, что в 90% случаев это касается песен с альбома Nevermind. Вы, конечно, мне не верите, но вот мои пруфы - (
раз/
два/
три).
На мой взгляд нет никакой разницы между тем, чтобы слушать альбом "In Utero" целиком и поставить на 12 репитов какую-то одну песню с него. Почти всё, что здесь есть, настолько однообразно и одинаково, что обнаружить принципиальную разницу между песнями так же сложно, как и обнаружить хоть один синапс в черепных коробках академиков РАН. И здесь, конечно, можно отмахнуться от всего, что я сказала - ведь на взгляд фаната все песни Nirvana очень разные и индивидуальные, но минимальное знание музыкальной теории и/или личный опыт владения любым музыкальным инструментом на кусочки разбивает любые представления об уникальности - музыка всегда строиться на монотонных линиях (я бы даже хотела сказать мононотных, но такого слова в этом языке нет), которые разбавляются битональными паттернами в припевах, звучащими на этом фоне настоящим экспрессивным взрывом. Приводя пример, такая музыка выглядит будто роешься в куче гнилых фруктов, находя среди них подгнившие лишь наполовину... ну а продолжив аналогию до победного финала, можно прийти к выводу что копающийся в этой тухлятине бомж - и есть типичный слушатель Нирваны.
"
Serve the Servants" - с самого старта в самых лучших красках нам демонстрируется что именно ждет нас на альбоме In Utero - шумный звук, композиторская импотенция и злоупотребление долбежкой аккордов. Один неплохой момент в этой песне присутствует - это послеприпевная строчка "That legendary divorce is such a bore" (мне даже стало немного неловко оттого, что пришлось отдельно смотреть в лирике что именно там Курт невнятно прошамкивает, не помню даже когда последний раз со мной такое было). "
Scentless Apprentice" - все те же самые проблемы, что и с первым номером, но теперь уже без компенсаций. Отработанный шаблон: 1) грязное дергание одной ноты, 2) невыразительное кричание куплета, 3) кровавая дефекация на припеве. Оу, вы скажете такой план не взлетит? Ах вы мои глупенькие любители олдскула и яркой гитарной техники...
Аж странно после этого встретить на альбоме нормальную песню - "
Heart-Shaped Box", Курт даже старается особо не портить её своей манерой исполнения, только на припеве даёт себе волю, но там терпимо. Песня аранжирована в типичном нирвановском стиле, но сама структура вполне себе добротна - можете пробежаться по необычным каверам на youtube, чтобы самолично в этом убедиться.
Как ребенок, однажды открывший для себя онанизм - не может теперь от него отказаться, так же и Кобейн, собравший популярность своей Smells Like Teen Spirit, неустанно пытается реализовать точно такую же схему в других песнях - "
Rape Me" и "
Dumb". Ну, со второй еще понятно - там непрофессионалу неочевиден шаблон Smells Like Teen Spirit, но в Rape Me - как поклонники группы могли стерпеть такой плевок? Многих известных и даже именитых музыкантов пресса съедала за просто похожие фразы, а тут в ход пускается повторно высранная песня - и всем безразлично что Rape Me не может называться самостоятельной композицией - максимум, акустической версией оригинала.
Какие бы длинные названия Nirvana не давали бы своим песням, они всё также наполнены идентичными унынием с перегруженной гитарой и старческим хрипом Кобейна. Абсолютно однинаковая музыка: что в сверхдлинном названии "
Frances Farmer Will Have Her Revenge On Seattle", что в сверхкоротком "
Milk It".
А вот на песне "
Very Ape", звучащей с нотками будущих Queen of the Stone Age, хочется остановиться поподробнее. Ну вот скажите мне, фаны, как люди могут серьезно полагать что можно придумать тему на трёх нотах и записать из этого целую песню, не привнеся в демо ничего больше? Еще раз - ничего больше. Такое стыдно к рабочей группе авторов приносить, хотя они и необходимы для разгона песен с таких низких стартов, но как стыдно должно быть с каменной рожей выпустить это как полноценную композицию!
"
Pennyroyal Tea" - и вот мы второй раз в нашем прослушивании натыкаемся на потенциально хорошую композицию. Жаль, что в отличие от Heart-Shaped Box, Кобейн приложил все усилия для того, чтобы полным имеющимся у Nirvana набором средств, называющимся "новым стилем гранжа", пытаться испоганить её. Кстати, последние месяцы фаны Нирваны начали говорить что в этой песне Курт предсказал смерть Леонарда Коэна. Во-первых, какой-то гигантский таймлапс у экстрасенсорного дара Кобейна - аж в 23 года. Во-вторых - все умрут! Так что если ты, маленький начинающий композитор, читаешь сейчас эти строки и хочешь чтоб твоё пророчество сбылось - напиши что кто-то умрет. Можешь даже написать что Vee умрёт, это рано или поздно точно случится, может быть даже очень скоро, если фанаты Нирваны найдут меня после данной рецензии.
"
Radio Friendly Unit Shifter" - идея ради идеи, желание поднапакостить радиостанциям - это движущая сила в творческом процессе данной группы. Точно такая же фигня - "
Tourette's".
В качестве финала альбома выбрана - "
All Apologize", на которой группа решила что если она спрячет куда подальше весь свой гадкий звук, то невесть откуда появится новый хит. Увы, но для того чтобы вышел хит, как ни странно, нужно написать хит, а потом постараться его не испортить аранжировкой. Нельзя просто так взять любой Нирвановский трек, и отчистив его от паршивого перегруза и бомжарских прокуренных хрипов и криков, получить отличный номер.
К слову, самоубийство Курта неразрывно связано с In Utero, после выхода этого альбома стало понятно что это дерьмо продавать уже решительно невозможно - ни один маркетолог не подберет такой фон, чтобы он смог хоть сколько-то компенсировать отвратительность материала, и началась главная гранжевая гонка на лафете - кто первый доберется до дробовика чтобы пальнуть в башку Кобейна: офигевшие от дерьмовых песенок и не понимающие как на этом можно поднять бабло продюсеры, возмущенная падением роялти с продаж жёнушка,.. или сам Курт? Дальше историю вы уже знаете - первым поспел всё таки Курт и увёл у всех ачивмент - самолично отомстив композитору за крайне дерьмовый материал для альбома In Utero, как того и заслуживает, выстрелил автору сего говна прямиком в едало.