Что не говори, но Хейли Уильямс однозначно открытие прошлого года. Представить что Хейли не просто часть творческого механизма производства песен для Paramore, а человек музыкально изощренный и лирически утонченный, что она способна сама по себе вытянуть создание песен, на мой вкус, намного более крутых чем Paramore, я не была способна. Ну, честное слово, чего можно было ожидать от группы, подписанной лейблом Fueled by Ramen? Это не камень в огород лейбла, он один из главных паровозов современной музыки, и если вы хотите знать насколько охренительным должен быть современный звук, насколько он круто может быть накручен фильтрами и лакирован мастерингом, то вы просто обязаны время от времени слушать новые альбомы, выпущенные под его покровительством. Но, тем не менее, саундлист Fueled by Ramen - это музыка легкая, доступная и развлекательная, и Paramore всецело следовали этой философии.
Альбом “Flowers for Vases” предстаёт перед слушателем в открытом и незащищенном виде, не прячется за плотным звуком и обильными аранжировками, хотя в безыдейности его обвинить невозможно, мелодия развивается, одни темы сменяют другие, и если заранее настроить себя на восприятие альбома как дневника, так скажем, ментально открыть себя, словно бы вы просто на случайной вечеринке увидели как Хейли взяла акустику и сейчас в интимной обстановке споёт несколько песен про сокровенные переживания, занимавшие её, но о которых она не могла раньше сказать, а может просто не находила слов. И на создание такой атмосферы очень сильно работает эффект “плохих” тейков, когда перед началом самой песни вставлен черновой неудачный фрагмент. Так, например, начинаются композиции “Over Those Hills”, “HYD” и “Just a Lover”, эти моменты очень классные. Звук врывающегося во время записи пассажирского самолета в HYD моментально растапливает любое сердечко.
Фраза про “сокровенные переживания” не так далека от истины, потому что этот альбом описывает разрозненные события, случившиеся во время расставания певицы с её партнером Чадом, с которым она жила 10 лет. И всё это произошло летом 2017-го. Омг, мурашки по коже, прямо посреди лучезарного и слегка ехидного After Laughter Хэйли переживала такую драму, переживала очень тяжело, рубцуя душу каждой без исключения песней. А потом еще эти заготовочки лежали три года, прежде чем в той же самой гостиной не были доведены до готового вида и записаны посреди карантина. Слово “альбом” настолько часто произносится когда речь заходит о музыке, но Flower for Vases это именно альбом в старом понимании - книга с запечатленными точечными воспоминаниями. А опыт знакомства с ним - словно при переезде в другой дом найти забытый предыдущей владелицей альбом с полароидными фото, который рассказывает её историю.
Трудно найти другой такой альбом, который так остро и реалистично в деталях описывает опыт переживания и преодоления травмы расставания. Поэтическая бритва делает одно рассечение за другим в каждой песне, и если это и ваш опыт тоже, то раз за разом вас будут накрывать то фантомно-эмпатическая боль, то волнительное совпадение ощущений и образов. “
Первое, что ушло, это звук его голоса” - с этих слов начинается альбом, меткость попадания поражает настолько, что хочется сейчас же поставить на паузу и продышаться, потому что недосказанность первых строк важнее сказанного - уходит звук голоса, и словно в грезах ты все еще видишь призрак человека, ходящего по дому, взаимодействующего с вещами, куда не посмотри, за каждым уголком сознание воссоздает воспоминание, но звук - единственный колокол реальности - не дает в это поверить, оставляя лишь эхо.
“
My Limb” - ключевая песня альбома, она сочетает в себе несколько оттенков. Если второй альбом это айсберг, то эта песня его надводная часть - она более прямолинейная и реляционная, в противовес иносказательности остальных песен. Пожалуй, My Limb, единственная песня отсюда, что хорошо бы смотрелась на прошлом альбоме, что прокладывает между ними устойчивый мостик. Но всё это не отдаляет её от остальных, потому что при всех различиях она плоть от плоти эмоционально и концептуально часть альбома. А следом - одна из самых прекрасных композиций - “
Asystole”, наполнена лором Placebo трижды: простое акустическое начало, заигрывание с медицинской терминологией, да еще и клавиши на втором припеве (1:28) укрепляют это ощущение, потому что это фирменный стиль Брайана Молко. Но самое волшебство здесь в бридже, тот самый момент мурашек, особенно на строчке ломающей слоговый ритм “
my eyes, they see the poison devotion in me”.
“
Over Those Hills” наконец выбирается воспоминаниями на открытый воздух, где Хэйли позволяет себе песню в мажорном ключе. Более веселой это ее не делает, сквозь лирику все также сквозит печаль, но песня захватывает и очаровывает. А еще это интересный музыкальный экспонат - в конце каждого куплета на словах “
we could look out together” создаётся напряжение через аккорды B C# (сама песня строится на Fm и D#). Те, кто постарше, называют bVI-bVII-I прогрессию - Билли Ширз, вспоминая одно из её первых использований в поп музыке на альбоме Sgt. Pepper's Lonely Hearts, те, кто помоложе, называют её каденцией Супер Марио. Так или иначе, с её эффектом вы хорошо знакомы, если видели хоть один фильм с OST Джона Уильямса. Но, внезапно, Хэйли пошла другим путём, и вместо героического прихода в тонику, подменяет её ступенью ii, что в корне меняет ощущение, и теперь этот оборот скорее заимствование из D# гармонический минор в D# натуральный мажор. Обманчивая каденция для обманчиво мажорной песни, это изысканно.
Вслед за светлой “Over Those Hills” накрывает, пожалуй, самая мрачная композиция альбома - “
Good Grief”. Причем нездоровая мрачность сконцентрирована именно в лирике, которая раскрывает бескрайние просторы одиночества, опустынивания и заброшенности через 3 бытовых образа. Последние четыре строчки с оставлением вещей у родителей просто чудовищно тяжелые для восприятия. Я видела много отзывов в сети, что ощущения от альбома, словно бы перед тобой разверзлась пропасть, когда видишь прежде уверенного и жизнерадостного человека, чей задор был так заразителен, раздавленным проблемами и опустошенным. С этими отзывами трудно не согласиться.
Композиция “
KYRH” открывает вторую половину альбома, это не совсем даже и песня, а скорее интро, которая особенно сильно раскроется, когда Flowers for Vases будет выпущен на виниле. Знаете, виниловое издание заставляет воспринимать несколько в другом свете половинки альбома и уделять больше внимания песням, стоящим в тени. Keep Your Right Here - медитативная, магическая, зачарованная зарисовка, словно сбежавшая с сольников Тома Йорка, пропитанная болезненной одержимостью посессии.
А самая яркая песня второй половины, держащая всех в своей тени, это определенно “
HYD” - со сложно определяемым контекстом, скорее всего Хэйли исполняет ее от лица своей матери и её отношений с отцом Хэйли. И конечно в песне проскальзывает запетлённый образ, повторяющийся как паттерн в её собственных отношениях. Вы замечали, что чаще всего мы счастливы и несчастны в тех же вещах, что и наши родители? Из генетического колодца перспектив, порой бывает трудно выбраться. Думаю, эта песня об этом. Это все о тексте, а вот мелодически песня также связана, но уже с гравитационным колодцем: HYD проходит по творческой кромке похожести на пару джазовых стандартов. Здесь едва заметны очертания “Strangers in the Night” Фрэнка Синатры и явно проступают параллели с “La Vie en Rose” Эдит Пиаф. На каждом репите меня ни разу не покидала мысль о “La Vie en Rose”, настолько, что я даже пошла искать credits альбома, чтобы удостоверится что Луи Гульельми будет помечен как соавтор, но это не так. Это не упрёк, HYD всё так же мне импонирует, но я бы на месте Хэйли всё же перестраховалась.
В сети популярно мнение что Хэйли зачастила, и такая плотность релизов обесценивает значимость каждого. Это звучит очень красиво и по делу, так и хочется под этим подписаться, однако нет. Года не прошло с прошлого релиза, но эти два сольника - они совершенно разные: Petals for Armor казался очень личным альбомом, но Flower for Vases еще более личный, первому намного важнее то, как он звучит, чем его смысловая составляющая, для второго - быть правильно понятым намного важнее аранжировочных одеяний. Но еще важнее, лично для меня, что второй проделал работу над ошибками - это настоящий целостный альбом, где все на своих местах, ничто не выбивается и ничто не проседает, в отличие от Petals for Armor, где первый EP взрывал своей смелостью, неожиданными идеями и хитовостью, а остальные два EP были более блеклые, одними местами напоминающие недописанные песни к After Laughter, а другими... ну, просто интересные композиции. Затянутость явно пошла во вред дебютнику, и если из 2-го и 3-го EP оставить по 2-3 композиции, то он смотрелся бы куда целостней.
Как итог - в лице Flowers for Vases мы получаем еще один альбом, предназначенный для очень ситуативного прослушивания - глубокой ночью, в одиночестве, в наушниках, при особенном подвешенном настроении, что бывает в те поздние часы, когда мы начинаем вести абстрактные монологи, мысленно споря сами с собой, и кажется что вот-вот можно нащупать какое-то неосязаемое понятие, к которому еще не проложена лингвистическая дефиниция. На самом деле, таких хрупких альбомов, где голос исполнителя станет еще одним голосом в вашей голове, среди ночного блуждания мыслей, очень мало, буквально единицы. Так что если в вашей жизни бывают похожие моменты, а новый альбом с простого ознакомления не зашел, то вы знаете что нужно делать.