I’ll
be your doctor, doctor!I can see you shakingAching for a brand new startI’ll be your lover, doctor!Tell me where your hurtingLet me fix your broken heartJoe Cocker — I’ll Be Your Doctor
Знаете, для меня Birdy удивительный персонаж для современной музыки, неплохие прослушивания на Спотифай, записывается под крылом довольно крупного лейбла Atlantic Records UK. Да, Атлантики сейчас далеко не те что раньше, но лейбл всё равно можно считать мейнстримным, как никак там записываются такие ребята как Эд Ширан, Карди Би, Рита Ора, Сия, Coldplay и ещё куча не менее сомнительных личностей. При всём этом она имеет яркую творческую индивидуальность, не широкую медийность, закрытый интеллигентный имидж, записывается с живыми инструментами и вообще имеет оскорбительно малое содержание модной электроники в своей музыке. Словом, вполне себе приличный человек и приятная девушка.
Я писал рецензию на её прошлый альбом под названием Beautiful Lies и очень высоко его оценил, но при этом, это не была работа которая попала лично в меня. Но для себя, я отметил, что за творчеством Пташки, несомненно стоит следить. И новый альбом названный «Young Heart» сполна вознаградил моё любопытство.
Смотря на такую очень домашнюю слегка зашакаленную фотографию на обложке с улыбающейся певицей, само название и шрифт в нём напоминающим о фильмах Уэса Андерсона, от альбома ожидаешь чего-то лёгкого, тёплого, лампового и старомодного.
В одном из своих интервью, Бёрди говорила, что «Young Heart» это очень откровенный альбом, альбом о её внутреннем мире и переживаниях которые были в её жизни после выхода «Beautiful Lies», её предыдущей работы. Важно ли это для нас, как для конечных потребителей творчества певицы? Нет, конечно, важно это скорее для её упоротых фанатов и, потенциальных биографов. Однако, тот небольшой факт, что это именно:«...„heartbreak album“ вдохновлённый Джонни Митчелл и её альбомом „Blue“» полезно иметь в виду при знакомстве с «Young Heart». Именно поэтому об этой пластинке очень легко говорит в общем. Что меня радует, я люблю целостные работы. Когда нет резких стилевых бросков, откровенных провисаний, неуместных перемен атмосферы и настроения треков. Альбом на 90% процентов живой акустический, очень лирический с явными блюзово/соуловыми оттенками и от того, акцентированный в первую очередь на настроение и вокал. Поэтому он склонен к некоторой медлительности и однообразию внутренних эмоций. Именно в этом главная... Не скажу проблема... Его особенность, об которую вполне можно споткнутся. Тем не менее я призываю не обращать внимание на земные мелочи и отправляется в музыкальный полёт вместе с Птахой.
Я писал в прошлый раз: «...у Beautiful Lies очень приятная затягивающая атмосфера. Эта атмосфера ностальгической романтичности, с долькой созерцательной флегматичности. Чем дальше слушаешь, тем больше ей проникаешься. Она не агрессивна и не заторможена, не давит и не вгоняет в сон, а плавно заключает слушателя в свои объятия.». Так вот здесь всё это умножено на два. Больше нет попыток выдать что-то модное, полностью ушли электронные эффекты. Музыка стала более зрелой. Аранжировки теперь можно похвалить не только за работу с ритмической частью. Мелких деталей стало больше, аккомпанемент богаче, мелодии спокойнее вдумчивее.
Подавляющая их часть строится за счёт пианино, это личная фишка Бёрди, и акустической гитары. Так же, стоит отметить, то как здесь записан вокал. Он чётко выведен на передний план, он превалирует над музыкой, ты чётко слышишь каждую перемену в его силе, каждую микро интонацию. Временами, создаётся ощущение, что певица сидит прямо в твоём наушнике или колонке. Но при этом, она не забивает музыку, голос идеально отбалансирован, что даже на мощных с точки зрения силы голоса, он не режет слух. Сочетание этих факторов и того, что я сказал в прошлом абзаце, создаёт очень тёплую, душевную атмосферу на альбоме. Альбом даже открывается очень милой пианинной зарисовкой «The Witching Hour — Intro», в духе классической музыки.
Продолжая тему атмосферы, хочу ещё сказать, она именно тёплая и душевная, даже невзирая на то, что основной темой лирики является одиночество и разбитое сердце. Потому что это не клофелиновая меланхолия Ланы Дель Рей, после которой только хочется в лучших традициях Ремарка долго пустым взглядом пырится в точку, затем тяжело вздохнув бахнуть стопарь кальвадоса, разочароваться в человечестве и пойти к блядям. Это не утопание в собственных ванильных соплях современных недорэперов, недоарэнбишников вроде The Weeknd. На фоне которых поклонницы какого-нибудь Полярного или сообществ типа «Грустноголик» смотрятся настоящими стоиками. Эмоции на «Young Heart», это не самоцель, а средство, слушателю в первую очередь предлагают хорошую музыку, с идеей и атмосферой.
Один из самых ярких представителей этого подхода трек «River Song». Где лирическая героиня рассуждает о Реке Времени и задаёт незримому собеседнику вопросы о жизни и смерти. Мелодия очень динамичная, со сложной ритмикой, постоянно изменяющимся ведущим инструментом. Есть проигрыши и их немало. Причём она нарастает от куплета к куплету нарастает, передавая нарастающего буйства потока и в финальном проигрыше голос певицы окончательно погружается в него. Очень удачной, на мой взгляд, получилась концовка, когда на последних секундах всё это плавно гаснет и, через короткий переход на основную тему, песня заканчивается в тишине открывающей строчкой: «If I give you all I have, will you share your song?». Потому что очень важно грамотно поставить точку, при подобной структуре трека, и не все это умеют.
Можно привести и другой пример под названием «Deepest Lonely». Довольно грустная песня, о том как благотворно на человека может действовать одиночество. Люди замкнутые и склонные к интроверсии прекрасно с этим знакомы. И тема, и название и само звучание трека пропитано блюзовым духом. Буквально с первых нот вы проникаетесь этой одой одиночеству, минималистичная мелодия состоящая из минорного пианино, хлопков с подухиванием бэк вокала и глубоким и богатым в интонациях вокалом Бёрди. Потому что это всё именно в первую очередь по музыке и повествовании эмоций. Очень хорошо музыка дополняет текст в припевах когда делается мощный музыкальный хук, атмосфера нагнетается поётся: «When it’s dark clouds overhead» и в его конце певица меняя интонацию на немного ироничную уже спокойно добавляет: «It’s me and you again».
Затем, можно сравнить «Deepest Lonely» с «Loneliness» насколько по разному по атмосфере, настроению и музыкальной теме в рамках одного альбома можно подать смежные по смыслу песни.
Сейчас можно было бы, конечно, порассуждать об оригинальности лирических идеи альбома и тонкости и не банальности используемых метафор вроде: «Do you ever feel sad on the long ride home?»; «Another season turns the page/Living in a kind of dark age/Could you light the way?» или «Seen centuries come and go, is the future like the past?», но я не буду. Оставлю это на откуп тем ребятам, у которых на аватарке Бродский, на теле тюремные наколки Мандельштама, а в качестве настольной книги ротация библиографии Набокова. Да, можно сказать, что текста на «Young Heart», несколько ванильны. Но повторюсь, здесь вопрос целостности: музыка, вокал и сочетание всех треков в формате альбома. Здесь же с этим всё более чем хорошо. К тому же в текстах нет откровенной глупости, пошлости или слёзодавилок. Это просто лирика, при том далеко не худшая. Откройте того же самого Эда Ширана и просто сравните подходы к ней.
Пару слов о вокале Бёрди. Он просто волшебный. Он может быть глубоким с лёгким призвуком хрипотцы как в «Deepest Lonely». Высоким и звенящим как в «Second Hand News». Даже коматозно флегматичным в лучших традициях инди в «Celestial Dancers» или минималистично шепчущим (большой привет Билли и Лане) как «Little Blue». Я не просто так в начале говорил об акценте именно на вокал, разнообразная подача и продуманность вокальных партий одна из главных фишек альбома.
В качестве заключения скажу что я специально отклонился от своего стандартного стиля и разбора треков. Я описал альбом только в общем и в самых сильных его чертах. По крайней мере в тех, что я посчитал сильными. Потому что разбирать нечего, альбом очень крепко сбит и его достоинства и характерные особенности переходят от трека к треку. Ах Жасмин Люсия Элизабет Дженнифер ван ден Богерде... Не знаю какой идиот додумался покинуть столь чудесную девушку. Но отчасти спасибо ему, благодаря его дурости мы получили прекрасный и трогательный альбом. На мой взгляд один из лучших в этом году. В общем, обязательно ознакомьтесь с «Young Heart» и напишите что думаете в
комментариях на Boosty. А я пока пойду, посмотрю сколько стоят билеты на самолёт до Англии.
Моя оценка альбому 5 из 5