Я могу предугадать оба варианта вашей реакции на такой заголовок с некоей dodie. Часть читателей сейчас задаётся вопросом кто это вообще и что за ноунеймы, а другая часть мысленно говорит “
ну конечно же, давно пора было о ней написать!”. Окей, давайте сделаем это прозрачным для всех - dodie, она же Дороти Кларк, ютьюберша, ведущая одного из самых крупных музыкальных видеоблогов в мире, одна из соучастниц второй революции внутри нашей эпохи интернет дистрибуции музыки. Итак, в середине нулевых, когда доступность интернета вовлекала огромное количество новоприбывших буквально каждый день, одна всем известная группа Arctic Monkeys нанесла страшное оскорбление представителям лейбла, написав им, что если они так заинтересованы в их музыке, то почему бы им самим не купить билеты, чтобы попасть на их концерт и послушать их? Оскорбление было, возможно, самым тяжелым за всю историю коммерческой музыки, сотрудники лейблов обиделись, но это стало не так важно - интернет по силе уже был сопоставим с традиционными подконтрольными лейблам медиа, а со временем лишь становился все более могущественным.
Другая музыкальная глава этой истории не имеет столь четкой временной отметки, но не менее важна в повышении музыкальной свободы - это появление жанра bedroom pop и достижение первопроходцами успеха. Рождение его было очень простым - ориентированные на запись homemade каверов авторы каналов на youtube, постепенно переориентировались на свои собственные песни, сначала простенькие, а потом и посложнее, попутно записывая влоги об их начинающейся композиторской жизни. Революционна была сама идея, что вы можете пренебречь дорогими студиями с hi-end оборудованием, потому что среди всего этого нагромождения аппаратуры вы теряетесь и стушевываетесь, а слушатели готовы простить мелкие огрехи в качестве ради вайба домашнего комфорта, как революционны и технологии недорогих аудиоинтерфейсов, микрофонов и софта, сделавшие доступ к музицированию и композиторству максимально простым. Трудно перечислить всех главных инфлюэнсеров, все назовут свои имена, но для меня это dodie, Jacob Collier, Tessa Violet и Orla Gartland. Здесь сразу нужно сделать ремарку, что речь об оригинальном жанре bedroom pop, сохранившем свою нишевость, а не запрыгнув при первой удобной возможности в мэйнстрим сцену, как это сделала, например, Билли Айлиш. Многие из исполнителей этой волны довольно быстро приходили к своему первому дебютному альбому, но Доди затянула с этим (как и Гартлэнд, у которой альбом вроде как выйдет в конце августа).
А еще Доди успела отметиться как человек, похитивший у меня целую песню Битлз. Не одна, а на пару с Джейкобом Кольером, но суть от этого не меняется - вот была в моем сознании песня “Here Comes The Sun”, и её больше нету. Я не шучу и не преувеличиваю - после кавера Collier/dodie я больше не могу слушать оригинал, его гармония кажется скупой и тусклой, после того как Джейкоб перегармонизовал припев с добавочным переходным aug аккордом [Amaj7 Aaug D/A], битлзовская версия звучит как студенческое бренчание из местного муз.колледжа, прости, Джордж Харрисон, я ничего не могу с собой поделать... но так устроена история - рано или поздно рождаются новые британцы, низвергающие с пьедестала старых, и если ты не Сатурн, сошедший с картин Питера Рубенса или Франсиско Гойи, то с этим придётся как-то смириться.
Казалось, что дебютный альбом Доди и не сильно нужен, за несколько лет она выпустила три мини-альбома, в рамках которых отлично себя чувствовала, а последний из них оказался феноменальным событием позапрошлой зимы, выйдя в начале 2019-го и попав в пятерку самых дорогих моему сердцу альбомов этого года, даже несмотря на то, что EP я в целом среди итогов года не котирую. Если вы еще не знакомы с EP “Human”, то не упустите свой шанс, обязательно послушайте, особенно последние 2 композиции “If I’m Being Honest” и “Burned Out”, это поразительно красивые песни, одни из лучших в позапрошлом году. Каверы и собственные песни на канале dodie точно так же, как и у коллег по цеху, постепенно проходили путь усложнения - от простых исполнений из голоса и укулеле, они сдвигались ко множеству подружек и друзей, собранных в спальне для записи кавера со множеством струнных и духовых инструментов. И эта дуальность, так хорошо отпечатавшаяся на прошлом EP, отлично сохранена и на дебютном полноформатном альбоме Build A Problem, проходя вместе с Доди путь треклиста, можно заметить как самостоятельные укулеле-центричные песни первой половины сменяются сложной взвесью инструментовки, исполненной её широким приятельским кругом.
Роль открывашки на себя взяла “
Hate Myself”, которая всеми силами старается подражать предыдущему оупенингу “Monster” из 2019-го, и в какой-то степени это удаётся, она быстро схватывается и именно такое начало, какое ожидаешь от dodie. По задумке, “Hate Myself” - песня о типаже людей, которые внутренне боятся пауз в диалогах, и всеми силами стараются избежать молчания, как чего-то чрезвычайно некомфортного. Звучание “Hate Myself” играет в лирическом противопоставлении, и наоборот придерживается теплого и слегка сладковатого настроения.
Мастерская игра контрастов продолжается на “
I Kissed Someone (It Wasn’t You)”, где оптимистическое звучание и ровный едва ли не шёпот в куплете, оттого кажущийся таким отстраненным и обезличенным, отражается драматизмом припева и болью принятия и сожаления. Одно из самых интересных занятий для музыкального философствования - это сравнение ощущений от течения одной и той же аккордной прогрессии в разных песнях. Припев Space Oddity от Дэвида Боуи, Creep от Radiohead - это всё [I III IV iv] или [I V7/vi IV iv] (“III” и “V7/vi” это разные функциональные вариации одного и того же), или в аккордах от “до” это [C E7 F Fm], и вот Доди Кларк в куплете “I Kissed Someone” использует ту же прогрессию, причем все три варианта извлекают совсем разное - у Доди эта часть воспринимается очень светлой и деликатной, и за счет этого работает трамплином в помрачнении припева, переходя в одноименный минор с модальным обменом между двумя ладами. Не сказать, что это совсем редкий приём, встречается и у Pink Floyd, и у ELO, и еще в разных местах, но приятно неожиданно натолкнуться, тем более, когда этот ингредиент заправлен в совсем иное блюдо.
“
Cool girl” написана под впечатлением от фильма Gone Girl, той самой шокирующей сцены сюжетного твиста с монологом из середины фильма, Доди называла этот фильм одним из своих самых любимых, поэтому здорово, что она сумела записать интересную композицию со своим ви́дением. А следующей идёт “Special girl”, причём Доди в каком-то подкасте говорила, что идея разместить две песни с похожими названиями пришла к ней неожиданно и в последний момент, так как звучат они совсем по-разному. В “
Special girl” в глаза сразу бросается великолепная и постоянно загуливающаяся виолончель, которая совершенно не звучит как нормальная виолончель, а словно бы дразнит слушателя, изображая из себя звучание гобоя или кларнета, это продолжается несколько раз, покуда вдруг в финальной музыкальной суматохе Доди не обыгрывает эту фразу на настоящем кларнете! Работает прямо как заклинание призыва кларнета, если вы маг, то выпишите себе, вдруг пригодится. Обожаю эту песню как за её потрясающий финал, так и за припевные строчки “
Oh, I think I was doomed before I began / Mmm sorry, I just know the way that I am”, так интонированные, что оседают в памяти с первого раза.
Вторая половина альбома состоит из двух кластеров по 3 песни, сначала это “
Four Tequilas Down”, для которой есть инструментальные интро и оутро из знаков препинания, текила слишком хороша, чтобы не писать о ней песни, но все это меркнет по сравнению с последней тройкой, композиций “Sorry”, “When” и “Before the Line”, где струнно-смычковые инструменты обретают всю власть над музыкальным течением. В абсолютно космическом треке “
Sorry” момент струнного крещендо воплощает прорыв плотины чувств и раскаяния, старая знакомая “
When”, впервые засветившаяся на самом первом EP Intertwined 2016-го, и замечательно подходящая для этого места, чтобы достать её из кладовки, а в “
Before the Line” отзвуки безладового дребезжания струн с оплеткой, а также исполнительские приёмы рикошета и коль леньо, работают на идею песни, посвященной жизни с синдромом деперсонализации—дереализации.
И всё же, несмотря на всё удовольствие, Build a Problem немного недостаёт остроты, не хватает песен с быстрой реакцией о(у)своения. Одно дело я, подписанная на её youtube канал целую вечность тому назад, и слышавшая многие песни на самых разных стадиях готовности, как бы уже заранее расположившись к ним, и другое дело - человек, впервые узнавший о dodie и познакомившийся с ней лишь с этим альбомом. Позапрошлогодний EP Human отличался именно этой остротой, часть песен с него запоминается с первого раза, часть со второго, но в целом проще сказать кто там темные лошадки, чем выделить хиты - в общем-то они там почти все хиты. С тем, чтобы с огромным интересом для себя распробовать второстепенные и требующие усилий для понимания треки, у Build a Problem нет никаких проблем: не считая быстро доступных “Hate Myself” и бонусной “Boys Like You”, на альбоме больше нет ни одной песни, не требующей определенной ответной “работы” с погружением и вниканием от слушателя.