Где читать рецензии и статьи?

Привет читатели! Новые рецензии, статьи и шоты (мнения о песнях) теперь можно почитать оформив платную подписку на нашей странице Boosty.to. Подписывайтесь если небезразлична судьба проекта. Да пребудет с вами квинта!
top2020forRR 0c8ff

Что может быть лучше, чем подвести спонтанным топ-15 сумбурный 2020-й год? Пусть и в самый последний момент, но сделать маленький новогодний подарочек всем любителям качественной и сложной музыки? Тем более, что в пику 90% составляемых итогов года, наша версия лучших альбомов этого года получилась весьма протестной, каким рок и завещал нам быть. В этом списке нет и не будет унылого и вялого бормотания безголосым вокалом поверх нейтрально-обезличенного синтового саунда, по-которому сошел с ума мейнстрим последних лет, если же вы пришли сюда за этим, то въебите еще дозу антидепрессантов, должно полегчать. А всем мамбл-free читателям добро пожаловать!

15. Ariana Grande - positions
Выбор Vee

Соавторское трио, состоящее из Виктории Моне, Тайлы Паркс и самой Арианы Гранде работает безостановочно, чтобы каждый год выпускать новый материал, наскоро прошивая это суммирующей аранжировкой, что должна создать ощущение цельности едва собранных разношерстных песен. Сама Ариана говорила, что ей нравится формат рэпперов, у которых альбомы не заставляют себя долго ждать и являются чем-то вроде дневника прожитого года (а для некоторых и более коротких периодов). Собственно, последние 3 альбома, включая positions, прекрасно достигают своей цели, это распахнутый на всеобщее обозрение личный дневник, наполненный интимными подробностями, личными переживаниями, иногда совершенно беспочвенными, а иногда и вовсе потоком сознания. Сама концепция такого подхода может быть весьма противоречива: у поборников морали от некоторых фраз на альбоме встанут волосы дыбом на голове, другие считают что исполнитель должен годами полировать материал, снимая каждую сцену клипа с 40 дублей, посему для “быстрых” альбомов в их мире нет места, третьи же не обманывают самих себя в том, что они маленькие сплетники, с интересом наблюдая как некоторые харизматичные персоны проживают свои жизни, сплетая из мыслей и ощущений композиции. Если вы, как и я, относитесь к третьей группе, то альбом positions заслуживает вашего внимания.




14. L.E.J - Pas Peur
Выбор Vee

Трио француженок, более всего известные по ежегодному мэш-апу летних хитов, что на Руси испокон веков до инвазии английского звалось французским словом попурри, выпустили третий номерной альбом, а если считать серьезные работы, без добора каверами на известные песни, то второй. Есть масса особенностей, отличающих L.E.J от однообразия поп-сцены: центральную роль в их музыке играет виолончель, а не заурядные синты (а все мы знаем, что виолончель - инструмент богов и богинь); тексты не отличаются провинциальностью, к которой склонилась поп-музыка в массе своей, едва вышла из салонов на радиостанции; а самое главное в том, как идеально они втроем звучат вместе! Покуда обычные исполнители записывают гигантские стеки самих себя, чтобы сделать вокал насыщенным и плотным, несколько слоёв мэйна, несколько дабл-треков, горы бэков, возвратов и эйров. И чем больше забирает себе пространства вокал, тем меньше остаётся места каким либо инструментам, из-за чего в современной есть лишь вокал в середине, незамысловатый ритм, подкрашенный суб-басовым синтом, а на заполнение верхов посылается мощная реверберация с лоу-катом от 2кГц и выше. Но сочетание голосов Люси, Элизы и Жульетт создаёт настолько богатый звук, что им не требуется ничего, кроме live looping педальки на концерте. Альбом цепляет своей многогранностью от первого до последнего трека, начинаясь “C'est pas parce que”, звучащей как секретный трек Ibeyi, а заканчиваясь “Pas Peur”, пробирающей открытостью и искренностью лирики.




13. Audrey Emery – Shangri-La
Выбор Vee

Абсолютное открытие для меня в этом году - исполнительница из Квебека Одри Эмери (нет, не та, что была женой князя Романова). Она не просто темная лошадка этого года, она - неуловимая лошадка из темной материи, которую я бы точно пропустила, если бы не сходила с ума от французской музыки, и не отслушивала каждый год по ~120 альбомов всего самого интересного на французском. На её песнях на youtube канале в среднем около 500 просмотров, а на песне исключительной красоты “Attends” чуть больше тысячи, что я считаю величайшей несправедливостью, случившейся в этом году. Да ладно, давайте увеличим эти цифры в несколько раз, а то и во все десять. И позор всем существующим в Канаде лейблам, что они до сих пор не сделали её знаменитостью. Да, за каждый слот в этом топе была нешуточная конкуренция между известными именами, а я, вроде как, просто испортила его на никому неизвестный альбом, ради которого никто не придёт, чтобы прочитать, найти своего любимчика и одобрить этот топ-15. Но пусть для Одри Эмери это будет маленьким рождественским чудом из далекой России, тем более что её талант этого полностью заслуживает. Просто послушайте “So You Did It”, чтобы рассеять последние сомнения.




12. O'Brother – You and I
Выбор Vee

Группа O'Brother уже несколько лет назад бывала на страницах Rock-Review, в прошлый раз они весьма впечатлили меня своим экспериментальным саундом, одинаково филигранно заигрывающим как с пост-хардкором, так и с инди-роком. Но четыре года спустя группа пошла дальше, и на альбоме You and I добавила в своё звучание мягкость Radiohead и тяжесть и грузность ритма 2/4, свойственную блэк-метальным группам. Альбом близок к идеальному, в нем есть всё, чего можно желать: припевы ложатся в сердечко буквально с первого прослушивания, тяжелый саунд наваливает мощными стенами, между вкрадчивыми и “мясными” моментами есть отличный баланс, а тишина, как у любого крутого композитора, также задействована как дополнительный инструмент. И очень красиво соблюден баланс между прозрачностью и давящим плотным звуком, будто чистое небо в холодную погоду, когда даже в большом городе, производящем много смога, вдруг становится кристально четко видно созвездие Ориона, нашего лучшего зимнего ночного друга (под словами нашего, я имела ввиду живущих в северной хемисфере людей, если вы русскоязычный житель Антананариву, приношу свои извинения неуместностью своей аналогии). Отдельным словом хочу упомянуть “Black Tide”, что чрезвычайно мрачна даже на фоне в целом мрачного альбома, это прекрасно.




11. Jessie Ware - What’s Your Pleasure?
Выбор Vee

Альбом Джесси Уэр, вероятно, лучшая работа в стиле ретро и диско прошедшего года. Иные песни будто были написаны не позже 80-х годов, а потом сохранены в секретной капсуле после криозаморозки, извлечены несколько месяцев тому назад и записаны в самом современном качестве. Это не очередной закос под винтаж, ретро и 80-е, какими-то невозможными усилиями им удалось абстрагироваться от всего того пути, что прошла музыка с той эпохи, и создать тот самый оригинал, что вы случайно забыли послушать еще тогда. Такая аутентичность добавляет много очков в рейтинг, и сильно выделяет на фоне общей сцены. Но всё же, за ширмой бережного воссоздания настоящего пространства и атмосферы, в музыку тайно вложены и более современные веяния, как например несвойственная для 80-х эволюция внутри композиции, так “The Kill” напоминает предрассветные часы, из холодной ночи первой минуты песни постепенно растапливается краешек неба за краешком, покуда не приходит к лучезарному финалу, а открывающая альбом “Spotlight” при всем том ощущении всегда существовавшего припева, на самом деле структурно весьма далека от того как тогда строились песни, а на классический, свойственный эпохе, музыкальный оборот выходит лишь к самому финалу, создавая ощущение погружения.




10. AC/DC - Power Up
Выбор Cage

Заряжающий альбом, исповедующий хороший музон, чтобы поднять себе настроение. Но может быть я просто дико соскучился по AC/DC, что мне по кайфу слушать каждую их песню, а им, к моему счастью, все еще по кайфу их играть. Малькольм умер. Но шоу должно продолжаться. Или вроде того. Раньше я думал, что эта концепция не имеет право на существование и все группы должны быть как Led Zeppelin. Но это просто глупо.




9. Caligula's Horse - Rise Radiant
Выбор Vee

Австралийцы растут и развиваются, с каждым альбомом они находят для себя новые пути, всё больше оттачивая и нащупывая свой стиль, которого как такового у них нет, они как маленький ребенок среди мастодонтов тяжелой музыки по мере взросления примеряют разные образы, копируя то тех, то других. В моих топах, что я по-привычке для себя составляю, каждый раз они поднимаются чуть выше в местах, чем в прошлый раз. На этот раз Caligula's Horse неровно дышит к скандинавскому стилю прога, который я очень люблю и уважаю, посему этот альбом считаю отличной работой, тем более, что вложено группой в него много любви, страсти, ритмики и напора.




8. Sierra Hull - 25 Trips
Выбор Vee

О, держу пари, вы даже до сегодняшнего дня не знали кто она такая, как и я до 2020-го года. Это тот тип исполнителя, что остаются совершенно незамеченными за пределами США. Ну серьезно, мало кто ведь в Европе, и уж тем паче, в восточной Европе, слушает bluegrass. Хотя, Сиерра в значительной мере переросла свой родоначальный жанр, и её волшебный альбом 25 Trips вторгся во многие смежные жанры, бесповоротно выкинув из списка лучших альбомов свежий от Laura Marling, дебютник фолк супергруппы Bonny Light Horseman и очередное smooth jazz творение Katie Melua. Какими бы ровненькими и приличными не были все эти 3 альбома, но Сиерра превосходит всех их на голову, умеет быть разнообразной, техничной и эмоциональной. За этот год (а альбом вышел в феврале) я успела влюбиться почти в каждую песню, в тягучую “Ceiling to the Floor”, в “Beautifully Out of Place”, что приятно напоминает феноменальный альбом Кейси Масгрейвс 2018-го, в сбивчивую и путающуюся в собственном шлейфе из шифона “Escape”, блуждающую на границе сновидений и бессонницы “Less”, строптивые “How Long” и “Poison”, а поверх этого всего королевой восседает заглавная “25 Trips” - огромная фантазия вокруг Ab фригийского доминантового лада и путешествий из него в другие лады. Как такое можно было написать? Как это можно было так виртуозно сыграть? Просто сводит меня с ума... И, кстати, я как-то никогда об этом раньше не задумывалась, но теперь поняла что я тоже хочу себе 5-струнную электро-мандолину. Алло, дедушка мороз, ты меня слышишь?




7. Pure Reason Revolution - Eupnea
Выбор Vee

Возвращение, которого не ждали, но которому я безумно рада. PRR - очень странная группа, с амбивалентным положением в иерархии прогрессив-рока. Вроде бы одна из самых успешных и признаваемых групп своего времени, не очередной клон Pink Floyd, а имеющая свой узнаваемый стиль, но вроде бы и стоящая в тени Porcupine Tree, а в Америке и вовсе неизвестная (в которой они дали лишь 3 концерта, и ни одного после 2007-го), где пантеон возглавляют Coheed and Cambria. Они стали легендарными, выпустив совсем немного музыки в короткий срок 4-х лет, а потом растворились в противоречиях и исчезли как со сцены, так и из памяти людей. В конце нулевых и вплоть до 2011-го года на меломанских тусовках на вопросы о вкусах я упоминала PRR и все их знали, а в десятых уже почти никто. Момент моего первого прослушивания нового альбома был незабываем: всё тот же по-британски гнусавенький Джон, поющий в себя, всё та же невесомая Хлоя, с голосом будто из лавандового масла, а вместе они - один из лучших дуэтов нашего времени. “Ghosts & Typhoons” - настоящий шедевр и на мой вкус лучшая песня в их карьере, а в титульной “Eupnea” чувствуется вайб The Mars Volta, еще одного коллектива, взявшего 10-летний отпуск.




6. Pain Of Salvation - Panther
Выбор Vee

С выходом альбома Panther, наверное, можно сказать что Pain of Salvation преодолели затяжной кризис самоидентификации и нового пути развития. Рагнар Золберг, вдохнувший новую жизнь и новое направление, ушёл, но курс его поддерживается, и Pain of Salvation записали во многом второй In the Passing Light of Day, по собственным словам, развив всю идею альбома из “Full Throttle Tribe”. То, что Даниэль воспринимает группу скорее как обёртку вокруг своего эго, меня очень печалит, как и то, что группе не удалось удержать Рагнара, который не является равновеликим Гильденлёву исполнителем только в силу возрастного гэпа между ними, но если бы в группе нашлось место для двух лучей прожектора вместо одного, то он бы вырос в не менее великого музыканта, обогатив группу. Мне очень был симпатичен их андрогенно-андрогинный дуэт времен 14-17-х годов, и на Panther также не хватает чего-то смягчающего в картине. Но эгоизм (или напротив самоуважение, а то ведь можно смотреть и иначе: “я тут 20+ лет создавал эту группу, да что этот сопляк возомнил?”) не отменяет чертовского таланта и чуйки Даниэля Гильденлёва, и Panther удался на славу - это настоящая рапсодия размеру ⅞. Почти все композиции здесь заверчены вокруг него, а так как ⅞ имеет богатую вариативность разложения на метрические паттерны, то в каждой отдельной композиции эта сигнатура работает на разные художественные задачи: в “Accelerator” она служит как полиритмическая подложка создающая хаос, в антиутопической “Unfuture” “лишним тактом” подчеркивает глубину предприпева, в “Wait” это напротив задыхающееся ощущение потери, созданное “недостающим тактом” разрушающее 4/4, в “Keen to Fault” нестабильность пульсирующего рисунка, а в “Species” разваливающуюся постапокалиптическую поступь. Если бы я писала учебник по композиции сложных размеров, то можно было бы добрую половину примеров для главы о ⅞ набрать из альбома Panther, столь академично он устроен.




5. Fiona Apple - Fetch the Bolt Cutters
Выбор Vee

Этот альбом вам стоит послушать только ради того, чтобы сидеть и охуевать от происходящего. Его даже сложно сравнить с фильмом, хотя ощущение от прослушивания более всего похоже на кинематограф - здесь также вы лишь безмолвный свидетель событий, развивающихся по собственной внутренней логике, недоступной кому-либо кроме автора. Но даже и кино по-большей части предсказуемо, все повороты сюжета предсказуемы. Пятый альбом Фионы Эппл событийно запутан как фильмы Кристофера Нолана, а безумие, творящееся на нём, сравнимо лишь с Дэвидом Линчем. Первое прослушивание “Fetch the Bolt Cutters” бесценно, не просрите его, включив альбом между делом, как шумовой наполнитель обыденности. Гениальные люди гениальны наперед: группа Tool записала альбом про страх прививаться (и с песней Пневма!) за полгода до пандемии, а Фиона Эппл записала альбом про схождение с ума на самоизоляции и выпустила его в тот момент, когда люди только начали получать этот опыт. Этот альбом пронизан скукой и борьбой с ней (хотя слушать его как раз вовсе не скучно), Фиона с легкостью пишет песни с задором поздних Led Zeppelin, и точно так же легко может сочинять попсовые хиты, которые были бы одобрены поздними The Beatles, но... но ей просто скучно. А вот создать неповторимый инфернальный лэндскейп, напичканный яркими событиями из жизни, это лучшая попытка скуку побороть.




4. Marilyn Manson - We Are Chaos
Выбор Cage

Альбом получился интересным, не зацикленным на чем-то одном - одновременно и мрачный и приторно сладкий (буквально черно-розовый). Не как эмо. Хер знает как это описать. При этом в технических деталях, выдержан в стиле Мэнсона. Странная работа по форме, но наверно поэтому она мне очень понравилась.




3. Norah Jones - Pick Me Up Off the Floor
Выбор Vee

В 2019-м году Нора неожиданно для всех выпустила небольшой альбом Begin Again, в котором была экспериментальная “My Heart if Full”, унёсшая не один десяток моих весенне-летних ночей, которую я переслушивала, сидя в саду за бесконечными чашками терпкого иранского чая. А еще там была прекрасная песня “Begin Again” и чуть подпорченная автотюном, но всё же отличная “Uh Oh”. Качество оставшихся композиций было удручающим, они либо навязчивые как “It Was You”, либо скучные как все прочие. Я сидела и думала - ну вот и всё! Услышимся годика через три, не раньше, жаль что всего 28 минут, но все стареют, угасают и иссякают, а я не вправе требовать еще одного The Fall или Little Broken Heart, одних из лучших альбомов, что я слышала за всю свою жизнь. Но внезапно весной 2020-го Нора Джонс написала пост, мол “Знаете, мы когда джемились на Begin Again, у нас осталось много недоделанного материала, так что скоро ждите новый альбом”. Это не на шутку встревожило меня. Ну чего можно было ждать от би-сайдов к EP переростку, придуманому на коленке за 3 дня? Опасения подкреплялись ужаснейшими синглами: унылая “I’m Alive”, “How I Weep” со слабовыраженным вкусом, которую я распробовала лишь потом, навязчивая “Tryin' to Keep It Together”. После вышла первая бомба “Were You Watching?” и заставила меня подумать что это полное повторение прошлогоднего опыта - 1-2 крутые песни на фоне скучной пустоты. Как же я была не права, синглы водили меня за нос! “I’m Alive” так и осталась для меня поганкой, но эта песня - единственное слабое место на альбоме (а “Tryin' to Keep It Together” вообще не вошла в основной треклист!), но всё остальное просто идеально. Под бомбардировкой “Flame Twin” “Heartbroken, Day After” и “This Life” вряд ли кому-то удастся уцелеть, не влюбившись. Я никогда не просила еще один The Fall или Little Broken Heart, но Нора Джонс мне дала равноценный им альбом.




2. Protest The Hero - Palimpsest
Выбор Vee

Покуда Лана Дель Рей капитализирует переосмысление американской истории ревущих двадцатых, делая это настолько завораживающе, что даже и Тейлор Свифт не удержалась присоединиться, начав интересное противостояние, по-совместительству записав свой первый альбом на серьезную тему; прогрессив мат-кор группа Protest the Hero решила развалить своей ошеломляющей критикой период 30-х и сопутствующую им великую депрессию. Это всё те же PTH, не лишившиеся никаких черт, за что я их так люблю: бешеный темп с галлопирующими ударными времен Kezia и Fortress, больше свойственные для треш и спид-метал групп; активная политическая позиция, сдобренная передозирующим количеством сарказма; резкие смены настроения и размеров времен Scurrilous и Volition; патетические финалы, в которых стартовая тяжесть звучания сменяется трогательным вокалом Роди Уокера, из эпохи все тех же 3 и 4LP. Но добавилось и новое - серьезность и цельность лирики, на порядок более чистое сведение, с такими яркими и сочными верхами, что свойственны только поп-музыке. Кстати, о сарказме - идеальное название выбрали для нового альбома ребята. Палимпсест (ударение в этом слове много чего о вас расскажет, на первый слог - вы англичанин, на второй - грек, на третий - русский или француз) это выскобленный для чего-то нового пергамент, неоднократно бывавший носителем информации. Настолько самоиронично и легко, что я даже вспомнила группу Queen, которые о своей музыке говорили, что написана она на 1-2 раза послушать и забыть. Но, как и с Queen, так и Palimpsest - альбом, написанный на долгие годы вперед, его интересно и увлекательно раз за разом переслушивать, вновь и вновь погружаясь в исторические события Великой депрессии, столь талантливо он сделан.




1. Gazpacho – Fireworker
Выбор Vee

Величайшая группа наших дней, побывавшая на краю человеческих фантазий и мышления, вырвавшаяся из пузыря реальности, возможно, единственные на всей этой планете, кто поняли, что оковы на шее и ногах, не более, чем иллюзия, она только в твоей голове, и набравшиеся смелости обернуться... и не отвести взор. Пещера Платона, то скрыто, то более явно, присутствующая сквозь всю глубину лирики многих альбомов Gazpacho, на этот раз предстала в несколько ином ракурсе, в котором мы узнаём, что всё кажущееся нам неразрешимыми обстоятельствами, нашими личностями и естеством нашей неотъемлемой природы, лишь таинственное существо, паразит, сидящий в нас, что покинет нас при первой же удачной возможности, оставив нас брошенными в пустоте, раздавленными и растоптанными, остекленевшими глазами ищущие невозможного спасения, задыхаясь в судорогах последнего глотка воздуха. Нас всех ждет наша личная аудиенция с нашим угасающим сознанием, но Gazpacho своим творчеством (а также все те титаны, на чьих плечах они вынесли и кристаллизовали в музыкальную форму наше знание о том самом существе, что на альбоме зовется разными именами: паразит, космический ковбой, файервёркер, и, наконец, сапиен) дают каждому слушателю право на еще одну аудиенцию - с самим существом. Она ничего не даст и ни от чего не спасет, но некоторым проще взглянуть в глаза убийце, чем принять смерть отвернувшись. Для всех, кто читали “Эгоистичный ген” или “Слепой часовщик” Ричарда Докинза, книги Сапольски, Франса Де Вааля, Джейн Гудолл или Юваля Харари, слушать альбом обязательно стоит, эти книги будут ключом к вашему пониманию происходящего, а сам альбом ощущается чуть ли не как первое в истории художественное осмысление научного понимания последних десятилетий. Жуткий, пугающий и тяжелый альбом, и вместе с тем трансцендентное блаженство контакта с непознаваемым.




Выход этой статьи стал возможен благодаря вашей поддержке нашего проекта на boosty.to, подписывайтесь, ведь в 2021-м году будет много интересного в музыке, что обязательно нужно будет обсудить. И кто знает, может даже эта статья, когда несколько дней проспится в оливье, вдруг заметит что стала чуточку больше? Каких только новогодних чудес не бывает, а?

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика