Где читать рецензии и статьи?

Boosty Привет читатели! Новые рецензии, статьи и шоты (мнения о песнях) теперь можно почитать оформив платную подписку на нашей странице Boosty.to. Подписывайтесь если небезразлична судьба проекта. Да пребудет с вами квинта!
Привет, я — Энди Кейдж Независимый писатель. Ищу читателей для своих книг! Я пишу в разных жанрах: фантастика, детектив, нуар, повседневность, хоррор и т.д. Если интересно, с моими историями можно ознакомиться на моем сайте. Энди Кейдж - независимый писатель
prevosh-111-1

«Превосходство» (Transcendence), 2014 год.
Жанр: фантастика/триллер/драма.
Реж.: Уолли Пфистер.
В ролях: Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани, Морган Фримен, Киллиан Мёрфи, Кейт Мара.

«Выдающийся исследователь в области изучения искусственного интеллекта Доктор Уилл Кастер работает над созданием компьютера, который сможет собрать в себе все знания и опыт, накопленные человечеством. Достаточно спорные эксперименты, проводимые Уиллом, прославили его, и в то же время сделали основной целью радикальной анти-технологической группировки. Экстремисты делают все возможное, чтобы остановить его.
Однако в своих попытках уничтожить Уилла они добиваются обратного и становятся невольными участниками становления его абсолютного превосходства. Для его жены Эвелин и лучшего друга Макса Вотерса, тоже ученых-исследователей, встает вопрос должны ли они продолжать этот эксперимент. Их худшие опасения претворяются в жизнь, когда жажда знаний Уилла переходит в неконтролируемую жажду власти...»

Завтра в российский прокат выходит «Превосходство» - фантастический триллер об искусственном интеллекте, выпущенном на просторы Интернета и пытающемся подчинить себе всю систему. Согласитесь - уже занимательно? К тому же, в главной роли - Джонни Депп, любимец российского зрителя, один из самых высокооплачиваемых актеров, который привычен по ролям отчаянных фриков под руководством Тима Бёртона и по роли Джека Воробья в бессмертной франшизе «Пираты Карибского моря». Вместе с ним в картине засветилось с полдюжины довольно известных и популярных актеров, многие из которых влёгкую способны вытянуть фильм, исполняя главную роль. Добавим, что исполнительным продюсером является Крис Нолан, а режиссуру взял на себя его штатный (стоит отметить отдельно - шикарный) оператор Уолли Пфистер, дебютирующий в режиссерском кресле. Ну так что, «Превосходство» - это новый блокбастер, о котором будут говорить годами?

Не будем торопиться с выводами, сперва вспомним сумму слагаемых качественного фильма и протестируем «Превосходство» по этим показателям.

Ну, во-первых, конечно, идея. К ней вообще претензий никаких — пусть она и не самая оригинальная («Газонокосильщик», отчасти «Трон»), но не сказать, что фильмов на схожую тематику было множество. Тем более, тематика интеграции разума в обширнейшие возможности цифровых систем относится к числу наиболее интригующих.

Во-вторых, собственно, сценарий. По вышеизложенным причинам развернуть идею на сценарий не так уж сложно, стоит только включить немного фантазии. И тут кроется самый заметный провал фильма — сценария-то и нет. Ну, не прямо уж совсем нет, но он совершенно не соответствует масштабности идеи. В действиях персонажей нет какой-либо здравой логики, а сами события выглядят излишне надуманными и притянутыми за уши.

Вообще, из такой идеи можно сразу вычленить два основных сюжета.

Сюжет кассовый, для зрителей. Напрашивается акцент на масштабности противостояния людей и одушевленной компьютерной сети. Здесь можно не углубляться в моральную и драматическую составляющие, оставив их тонким налётом на гранях идеи, зато следует включить значительный финансовый бюджет, качественную работу со спецэффектами, масштабность съемок (в том числе, географическую), выдвинуть на главные роли харизматичных актеров, подтянуть пару-тройку резких и неожиданных поворотов событий и... И смело рассчитывать на снятие большой кассы и продажу попкорна в промышленном количестве. Под чутким оком исполнительного продюсера Нолана, привыкшего к постановке действительно качественных блокбастеров («Начало», «Темный рыцарь»), Уолли Пфистер мог рассчитывать на впечатляющий режиссерский дебют.

Сюжет интеллектуальный, для критиков. Огромные затраты не нужны, но вот проработку сюжетных линий придется шлифануть до блеска, увеличить реалистичность происходящего, рафинировать драматизм, сделать упор на эмоциональную актерскую игру — и готовиться читать хвалебные оды маститых критиков. Что характерно, в этом тоже легко мог помочь Нолан, который на стыке 90-х и 2000-х выдавал замечательные драматические триллеры, обласканные всеми рейтингами («Помни», «Бессониица»).

Увы, ни по первому, ни по второму пути Пфистер не пошел. В плане сюжета получилось какая-то середина, которую никак не назвать золотой. Для фантастического боевика нет ровным счетом никакого сколь-нибудь значимого экшна, для триллера/драмы — практически полное отсутствие драматизма и глубокой прорисовки персонажей и событий. Добавим к этому откровенно меланхоличное развитие событий, растянутое на два часа экранного времени, и получаем довольно сомнительный сюжетец, который не может по-настоящему угодить ни массовому зрителю, ни кинокритикам. Полное ощущение того, что сценарий был набросан где-то на салфетке в заштатном кафе.

В-третьих — актерская игра. На самом деле, действительно качественные актеры могут вытащить даже безнадежные сценарии. В профессионализме Деппа, Холл, Фримена, Мёрфи и Беттани сомневаться невозможно — каждый из них отметился в достойных работах, надолго оставив своих персонажей в памяти зрителей. Поэтому вполне обосновано мое недоумение по поводу довольно блеклой игры каждого из них. С другой стороны, если по сценарию тебе особо нечего играть, то очень тяжело выжать из своего персонажа хоть что-то. Большую часть экранного времени Депп провёл в качестве смоделированного изображения на экране с каменным покерфейсом — и тут, знаете ли, мало кто способен отличиться. Беттани и Мёрфи вообще следовало бы поменять местами — для роли агента ФБР у Мёрфи слишком мало возможностей раскрыться, зато чрезмерно много таланта, чтобы тратить его на самую банальную третьестепенную роль. Зато Беттани всегда увереннее выглядел в качестве второстепенных персонажей, нежели при игре одного из ведущих героев. Не Кевин Бейкон, конечно, но хорош в своих ролях. Морган Фримен — тоже спорный выбор для своей роли. Здесь бы сгодился практически любой великовозрастный актер, поэтому занимать на эту роль Фримена — лишь впустую растрачивать наличный бюджет и отнимать драгоценное время у почтенного старца. Претензий к Ребекке Холл и Кейт Мара нет, со своими ролями они справились замечательно, но вытянуть бездарный сценарий на своих хрупких плечах не смогли, увы.

И четвертое — картинка. Да, ее-то замечательный оператор Уолли Пфистер был обязан вылизать. Пусть за камерой стоял и не он, но крепкая рука Пфистера явно направляла человека со стеклянным глазом. Визуально фильм смотрится отлично — с акцентами на интересных деталях, отсылающих к нолановским Бэтманам съемками проходов по коридорам, выходам камеры из-за укрытия... Долго перечислять хорошие визуальные решения, которые пришлись в этом фильме к месту. Монтаж тоже оказался достойным, не испортив работу оператора.

Но что в итоге? А в итоге на экраны вышла сомнительного качества фантастика с минимумом спецэффектов, чудовищным в своей беззубости сценарием, отсутствующей глубиной персонажей, из-за чего актерам не представилось возможности блеснуть умением. И с выкристаллизованной картинкой, которая, увы, никакой смысловой нагрузки не принесла, став бенефисом операторских возможностей.

И стоило ли переводить отличную идею в размазанным тонким слоем по швам жанров фильм, не получивший признания у критиков и проваливший неминуемую, казалось бы, кассу?
rate-2

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика