Рецензия на альбом Depeche Mode - "Delta Machine"
"You Should Be Higher...
I Take You Higher..."
Сейчас, в относительно спокойное от ближайших музыкальных релизов время, появилось желание написать об одной из моих любимых групп, если не о самой любимой. Речь пойдет о Depeche Mode.
Так уж сложилось в результате историко-эволюционного хода времени, что творчество этого английского трио (в прошлом квартета) из графства Эссекс занимает чуть ли не треть (а это довольно много) моего плейлиста, мирно соседствуя с кучей рокеров (Queen, QR, Bon Jovi, Sixx: A.M., Ozzy и так далее), Майклом Джексоном, Моби, и еще с целой оравой разного толка исполнителей.
Будучи еще совсем маленьким, я лежал в своей кроватке, не в силах связать и двух слов, и криком требовал спеть мне колыбельную (с самого детства не могу заснуть, если рядом что нибудь не издает музыкальные звуки). Отец (с подачи которого я и стал в осознаном возрасте слушать Depeche Mode и много других хороших групп, исповедующих Настоящий рок разлива 70-тых) сначала долго и терпеливо пел мне все баюкалки, которые он знал. Затем, когда запас кончался, а "Тень-Тень-Потетень" была спета уже раз сорок, он просто ставил старый магнитофон рядом с моей кроваткой, настраивал его и ставил мне на одноразовый повтор альбом Speak and Spell или A Broken Frame, и я мгновенно засыпал, слушая и впитывая все, что слышал. Вот так, девочки и мальчики, Depeche Mode стали для меня чем то вроде любимой игрушки, с которой я до сих пор не расстаюсь.
[Немного для расширения кругозора]. Depeche Mode образовались в 80-ом году. На данный момент в группе состоят три бессменных участника: Мартин Гор (иногда с приставкой Л-), талант которого распространяется на клавишные и струнные инструменты, большинство текстов песен (95%) пишет он, в наличии имеет 2 сольника, Дейв Гаан (пишется как Gahan) - вокалист (в прошлом - героинщик, побывавший в состоянии клинической смерти), владеет также губной гармошкой, кроме того невероятно харизматичен, умеет взаимодействовать с публикой, на сцене выкладывается по полной (чему подавляющее количество исполнителей могут позавидовать), в наличии имеет 2 сольника, один кросс-проект и Энди Флетчер - клавишник, да и вообще мастер на все руки. За более чем тридцать лет своего существования Depeche Mode записали тринадцать студийников, больше половины из которых стали бессмертными хитами. (Спорю, что вы слышали песни Depeche Mode , и не раз. Скорее всего это были Enjoy The Silence, Personal Jesus, Martyr, Black Celebration, It's No Good, John The Revelator, Wrong, Precious, Freelove). В любом случае, если вы не поленитесь и послушаете хоть одну из этих песен, то она в девяноста процентов случаев покажется вам знакомой. Начиная, как представители электроники, синти-попа и техно (одними из основателей которого они и являются) Depeche Mode с годами прошлись чуть ли не по всем жанрам: классике, альтернативному року, модерну, прогрессиву, даунтемпо и многим другим. И в каждом стиле они отметились как великолепные самобытные музыканты, не боящиеся экспериментов и критики. Однако Depeche Mode уже давно (последние два альбома и некоторые композиции из Playing The Angel) вышли за рамки какого бы то ни было жанра. Ее величество Музыка. Сейчас они пишут ее. Без клише, без погони за деньгами, без моднодневных штучек, без подражания, но с огромным профессионализмом и харизмой. И их 13-тый альбом Delta Machine - яркий тому пример.
Delta Machine содержит в себе 13 основных композиций и четыре бонус-трека. Полный список я привел ниже:
1. Welcome To My World
2. Angel
3. Heaven
4. Secret To The End
5. My Little Universe
6. Slow
7. Broken
8. The Child Inside
9. Soft Touch / Raw Nerve
10. Should Be Higher
11. Alone
12. Soothe My Soul
13. Goodbye
14. Long Time Lie
15. Happens All The Time
16. Always
17. All That's Mine
Это тот случай, когда мне хочется поговорить обо всех песнях (помните мою первую музыкальную рецензию?). Итак, начнем.
1. На вступления Депеши никогда не скупились. Первые песни в их альбомах словно ворота, начало длинного и таинственного путешествия. "Добро пожаловать в мой мир" словно черта, переступив которую невозможно остановиться, не дослушав альбом до конца. Довольно темное и мрачное начало, немногословный запев (как правило, в позднем творчестве Depeche Mode всегда "скупые" запевы и основные куплеты, которые, переходя в припев, становятся широкими, размашистыми, богатыми на краски, вокальными партиями). Но, ближе к припеву, композиция набирает обороты и становится очень эпичной. Текст великолепен. Лирика у парней всегда получалась на отлично. Итак, Welcome To My World - несомненно великолепное украшение альбома. Одно из семнадцати.
2. Несмотря на свое название, "Ангел" - самая агрессивная песня в альбоме. Немного скрежечущие звуки (нечто похожее было в Dead Of Night и I Feel You) в сочетании с холодным вокалом Дейва (надо отметить, что Дейв Гаан - мастер своего дела. Холодное, отстраненное исполнение он в минуту может превратить в теплый, мягкий, участный вокал) придают куплетам жесткость и строгость. Однако, когда начинается припев, композиция словно превращается в свое собственное отражение.
3. "Небеса" выступали синглом к альбому. И этим все сказано. Черт, Мартин, как ты придумываешь такие классные тексты? На песню был написан русскоязычный кавер группы Сейф, который даже вошел в их студийник "Цитируя Дно". Обращаюсь к ним. Ребята, пожалуйста, не переводите больше песни, прошу.
4. Четвертый трек довольно интересен и необычен. Однако, весь упор здесь делается на основную текстовую часть и музыку. Припевы выступают вторичным стилистическим наполнителем. Снова браво Марти и Энди! Secret To The End - своеобразный духовный наследник их раннего творчества. Я имею в виду музыкальную составляющую. Кто слушал их в начале 80-х, должны меня понять. Просто включите, ну, например, Master And Servant и сравните ее с Secret To The End.
5. А вот My Little Universe - это привет 2000-ым. В ней есть что такое понятное, очевидное и конкретное, но это что то никак не выразить словами. В своем строении и исполнении, песня очень проста. И по настроению она и взрослая и детская одновременно. Ведь у каждого в детстве "своя маленькая вселенная", так ведь?
6. Одна из моих любимых песен. Вязкая, липкая, тягучая, медленная Slow со своим мотивом надолго западает в голову и вертится на языке. Воображение разыгрывается, вызывая в голове странные интересные образы в фиолетовых тонах.
7. Broken - странная песня. Так мне показалось сначала. Какая то ломаная композиция, странная лирика, да исполнение какое то больше похожее на что то из сольника Дейва. Однако, сейчас мне столь же странным образом стало понятно, что "Разбитая" (иногда в композициях Depeche Mode бывает трудно определить, о ком поется в песне: о ней или о нем. Я чаще ставлю женское лицо) - это классический Depeche Mode. Одна из лучших на пластинке.
8. Мартин любит исполнять клевые грустные лирические песни, вспомнить тот же Home или One Caress (которая записывалась с целым оркестром). "Дитя внутри" - единственная песня (не считая делюксовой Always) исполненная Мартином. А он всегда вкладывается по полной в свои песни. Великолепная трогательная The Child Inside - еще одна находка Delta Machine.
9. "Soft Touch" можно очень приблизительно перевести как "трогательный", "ранимый". Песня довольно энергичная и заводная. Под нее вполне можно даже танцевать. Простая мелодия, никаких излишек, отяжеляющих ее. Эта песня вызывает в моей голове то ли лес, то ли парк в салатовых и темно-зеленых тонах. Там на скамейке сидит молодая пара. Они видятся мне сзади издалека. Вдруг девушка встает и быстрым шагом уходит прочь, оставляя парня одного.
10. Строчки из этой песни вы можете лицезреть в начале этого опуса. Мне очень нравится эта песня, потому что больше ни на какую песнь Депеш мод она не похожа. То есть стиль улавливается и, конечно же его ни с чем не спутать, но в остальном песня очень и очень другая. Это как бы Депеши но как бы уже и не они. Думается мне, что это следующий этап их развития, который "должен быть выше".
11. Очень клевая и атмосферная песня. Текст полон смысла и аллегорий. Вокал Дейва просто прекрасен. Здесь проявляются некоторые звуки и приемы, присущие исключительно раннему периоду творчества парней. Но, если в большинстве их первых песен эти звуки были очень необычно задействованы и смотрелись как отдельный элемент, то в Alone достигается такая гармония, что порой кажется, что выкинь хоть одну ноту, хоть один звук, и песня развалится. Кроме того, в большинстве треков на припевах с бэк-вокалом вступает Мартин и песня становится только лучше, но в Alone его голос просто неотделим от музыки и это завораживает.
12. "Утали мою душу" - интересная переделка распространенного песенного названия Save My Soul. Soothe My Soul - весьма интересная вещь. Этакая прелюдия к песне Slow. Действительно, песни довольно похожи как по настроению (с той лишь разницей, что в Soothe My Soul очень быстрый, циклический припев) так и по смыслу.
13. "Прощай" - символическое название, не так ли? Так же символичен и текст песни. Здесь, так же как и в Should Be Higher наблюдается нечто новое (это как видеть отсылки к следующим частям в кино). Кроме того, в песне уделено особое внимание гитарам (как и в Personal Jesus или I Feel You). Последняя жемчужинка в ожерелье.
14. Delux edition версию открывает трек Long Time Lie. Мрачная, серая, потертая и потрепанная атмосфера бездействия и ненужности. Как старая виниловая пластинка с трещиной в центре. Интересная смена оптимистичному Goodbye.
15. На треке "Так случается каждый раз" начинаешь подумывать, что делюкс - это отдельный самодостаточный мини-альбом. Тем не менее, песня хороша. С некоторой долей хаотичности и своеобразной лирики. Еще раз спасибо ребятам за их профессиональное вокальное исполнение.
16. Always с первых прослушиваний зазвучала как что то знакомое, но после долгих и неудачных поисков оригинала я пришел к выводу, что песня не кавер (за всю свою историю Depeche Mode делали каверы лишь дважды: на песню So Cruel (U2) и на Dirt (Iggi Pop). В обоих случаях их версии нравились мне больше нежели оригиналы). А вообще, мне приятно, что ребята вставили в делюкс абсолютно новые песни, а не демо, ремиксы или лайвы, как это сейчас модно делать.
17. All That's Mine еще одна достойная песня (проходных в Delta Machine просто нет). Красивое завершение, финал путешествия вглубь Дельта Машины. Классика Депешей во всех аспектах, начиная музыкой, заканчивая композицией.
Если вы все еще не бросили читать, то уже, наверное, догадываетесь, какую оценку я поставлю. Ведь все же это моя любимая группа.