Такого облома у меня давно не было. Едва я увидела обложку альбома "
В венах тягучий клей" группы
Красный Регги, ассоциации унесли меня к старой легендарной игре Mafia, помните, там все заставки были оформлены в таком стиле. Видеоигра Mafia в свою очередь продолжает ассоциативный ряд шикарнейшим джазовым аудиорядом 30-ых годов, присутствовавшим в игре. Не, я конечно не настолько тупа, чтобы думать что название "В венах тягучий клей" может скрывать за собой час блистательного олдскульного джаза, но лёгкая мечтательная надежда всё еще сохранялась. Это было очень глупо с моей стороны, скорее нужно было где-то срочно раздобыть противогаз (который я не умею надевать), тельняшку, кирзачи (ёпта!) и лампасы, потому что слушать такую музыку безопасно для своего здоровья можно только в таком виде, так как если вы так одеты, ничего хуже в вашей жизни произойти уже не может. Да и не зря же все фанаты группы Гражданская Оборона ходят именно так, может быть это своеобразная униформа, защищающая их от полного морального разложения... или они уже?
Самая первая вещь, которой вас встретит альбом "В венах тягучий клей", это - дичайший контраст между ударными, набранными в VSTi и живыми инструментами. Даже не касаясь всего прочего, простейшая хитрость чтобы ваша ударная секция не звучала как говно в треке - выделяете паттерн ударных, потом Midi>Transform>Randomize Velocity, если вы работаете в Cubase, и Functions>Midi Transform>Randomize Velocity, если в Logic Pro (в остальных секвенсорах ищите сами), вуаля, однотипная долбёжка исчезла! Разумеется, опытный композитор знает, что нужно отдельно рандомизировать ноты на ударных и неударных долях, что потом лучше вручную некоторые моменты подрихтовать, что удобно в некоторых случаях использовать пресет "humanize", что для тарелок разных типов неплохо бы после этого сделать "velocity adjustment", чтобы выровнять плотность, но даже и без всех этих глупых премудростей, просто выполнив автоматическую опцию разброса velocity, станет намного лучше и будет решена простая проблема.
Но и сами "живые" инструменты меня смущают не меньше. Вот объясните мне, нахрен нужны живые инструменты, если они звучат хуже не то что даже сэмплированных Native Kontakt, а и обычных VSTi с генерацией звуков в реальном времени. Да даже самые самые лёгенькие vsti при нехитрых обработках звучат лучше, чем инструменты в музыке группы Красный Регги. Я уже не говорю о том, что более-менее живой процессор, 8 гигабайт оперативной памяти, и что самое главное, понимающий что нужно делать мозг, позволят сделать вам демку, которую не отличат от "живых" инструментов 99,8% слушателей, и лишь звукоинженеры, собаку съевшие на всех этих делах и реально понимающие потенциалы различных плагинов, смогут определить безошибочно. Но когда вы подключаете вашу гитару не через хороший комбик > AKG > NI Komplete Audio, а напрямую в синенький порт сзади компьютера, а может даже и напрямую в розовенький, то, тысяча чертей, с этим уже ничего не сделать, и в сколько плагинов этот звук потом не заворачивай, это будет слышно! Будет! Если конечно вы не играете блэк метал или грайндкор, тогда по барабану, можете гитару хоть к жопной дырке подключать, хуже не станет. И вот нахрен тогда нужны эти "живые" инструменты, ведь чтобы их записать в домашних условиях, вам понадобится минимум тысяч 60: на неплохой комбик, на MXL (самые дешёвые микрофоны из проф. сегмента для студийной записи) и на NI Komplete (или любой другой аналог), я уже не говорю о том, что как-то вся эта милая цепочка не даст никакого результата, если ваша гитара не стоит еще как минимум половину от вышеуказанной суммы. Да-да, 100 тысяч рублей, это на сегодняшний день минимальная цена того, чтобы гитара зазвучала лучше vsti, при условии что у вас руки растут откуда надо и вы умеете правильно дёргать струны. Цепочка для записи баса, превосходящая vsti будет звучать вдвое дороже, а с фортепиано это вообще уже за пределами реальных чисел, после того, как я познакомилась с изумительно бриллиантовым звучанием Pearl Concert Grand, я не знаю сколько нужно слить миллионов чтобы превзойти этот кристально чистый звук.
Но за моим вопросом о необходимости живых инструментов, кроется и еще одна причина - проблемы сведения. VSTi не нужно сводить, он уже нечеловечески точен, и часто приходится наоборот делать "quantize", чтобы слегка сбросить эту машинную точность. И вот я включаю трек "Надо ли любить родину?" и там бас не попадает в ударные вообще. Гитара тоже не попадает, но с ней еще ладно, она не ритм-секция. Здесь живой бас встречается с роботом-ударными, и разница между размерными паузами робота, и случайным дёрганием невпопад струны, звучит очень угнетающе. Тут как-то либо трусы наденьте, либо крестик снимите, можно хотя бы бас накидать в midi, либо пойти в туалет и там стучать под микрофон освежителями воздуха - тоже получится ударная секция, и тогда никакие дорожки не будут выказывать строгой ритмичности и синхронизированности - создастся то самое ощущение "на расслабоне", к которому так сильно стремится группа Красный Регги.
Но в треке "Сахарные люди" даже гитара (которой слегка можно) стала настолько сильно отставать от происходящего, что мне это напомнило анекдот про музыканта на контрабасе, который после финальных нот оркестра еще некоторые время играет, а потом говорит "фух, еле нагнал!". Думаю, я не совру, если скажу, что всё это странное действо меня очень сильно деморализовало.
Я уже раньше писала что плохо слышу слова. Моя личная анти-логопедская фишечка. Кстати, я не знаю научного названия этого феномена, когда никаких проблем со слухом нет, можешь точно назвать ноту и инструмент на пороге слышимости, но частенько оказывается что речь определенных людей с непоставленной дикцией для тебя неразборчива. Это немножко странно - жить в мире, где половине людей вокруг тебя хочется сказать - "выньте хрен изо рта, а потом говорите".
Ввиду этого оценить глубину философской лирики я могу только по названиям песен и отдельным разборчивым словам в песне. И должна признать - названия песен довольно провокативны. Вот, например, 5 и 7 композиции переносят нас в школу, я прямо представляю как на уроке ОПК учительница задаёт вопрос: "Дети! Что мы знаем о чистилище?"- "Что там чисто, Варсонофья Вазелиновна!"; или на уроке обществознания учительница спрашивает "Дети! Разве наказание снимает вину?", а дети такие "согласно ТГП, исполнение наказания лежит в юрисдикции пенитенциарной системы, а понятие вины в каузальной атрибуции уголовного права, они не имеют кросс-корреляции". Мне кажется, эти песни именно об этом, о педагогических проблемах современного образования.
А вот на третьей песне "Беспросветное женское одиночество" моя агрессивная внутренняя феминистка со словами "чё за бочку они там снова на нас толкают?!" заставила меня приложить максимум усилий, чтобы расслышать как можно больше. Там есть что-то про Ленинград, видимо женщины там действительно несчастны, ну вот скажите мне - как можно быть счастливой в несуществующем городе? Кстати, именно в этой песне я заметила наличие припева, всё-таки как ни крути, а уже достижение, среди бесконечной бубнящей череды мастеров разговорного жанра в одном месте сделать припев.
Но по большей части тема лирики осталась нераскрытой, например, "в венах тягучий клей", а что в артериях? Продолжая тему канцелярских принадлежностей, в артериах вероятно должен быть жиденький корректор. Или вот тезис о том, что "разорванный календарь не имеет дат", но что будет, если я его склею скотчем?
Общее впечатление от группы Красный Регги такое, как будто родителями участников группы были Витя Цой и музыканты Сектора Газа. А может кто-то из них и гулял на стороне с любителем несвежих родин и патриотом за большие деньги Игорем Тальковым, тот тоже любил философски "поворочать мешки" за жизнь под музончик. В любом случае, альбом "В венах тягучий клей" оставляет тягостное впечатление невероятной культурной деградации, я даже не сразу могу себе представить где нужно обитать, чтобы записать это. На теплотрассе?