Привет, это Vee. Дайджест о новых альбомах снова выходит! Загляните в мой телеграм. Подписывайтесь на Boosty ради эксклюзивного контента и поддержки выпуска следующих дайджестов. ЛУЧШИЕ АЛЬБОМЫ 2024
Привет, я — Энди Кейдж Независимый писатель. Ищу читателей для своих книг! Я пишу в разных жанрах: фантастика, детектив, нуар, повседневность, хоррор и т.д. Если интересно, с моими историями можно ознакомиться на моем сайте. Энди Кейдж - независимый писатель
leprous bilateral 340 35d57

Второй альбом «Bilateral» буквально сразу же после релиза стал золотым стандартом из палаты мер и весов вселенной Leprous. Последний альбом, на котором все поклонники группы еще были довольны. Последний альбом, где все считали что группа развивается в правильном направлении, последний альбом без упреков в не-металличности, с каждым следующим они будут лишь возрастать, от малого к большому. Хм, а ведь есть что-то астрофизическое в рассуждениях о металличности Leprous... так что почему бы нам не назвать какую-нибудь звезду в честь них? По-моему, они заслужили. Ради большей нахальности и ехидства, предлагаю выбрать красный или оранжевый карлик звездного населения II, ведь это самые не-металличные звезды во вселенной (у астрофизиков все, что от лития и тяжелей — металлы), это будет самый роскошный намек к группе от поклонников Bilateral о том, чего они больше всего хотят.

В качестве старта Leprous выбрали одну из самых простых композиций, из имеющегося у них в распоряжении рабочего пула, без запредельной структурной сложности, без изысканной лирики и с умеренной дозацией прога, но зато с интенсивным цепляющим припевом и краткой проницаемостью формы. «Bilateral» использует размеры 4/4 (во вступлении и припеве) и 7/4 (в куплете, предприпеве и проигрыше), мелодия влекома к эпическим ноткам, а бас пользуется любой удобной возможность к созданию грува. Наверное, лучший вариант старта, чтобы на тебя обратили внимание, но не начали разбегаться в ужасе от хардкорности твоего стиля.

А вот чтобы слабые духом разбегались в ужасе — второй заходит супертяжелая «Forced Entry». Вообще, наши представления о тяжести музыки порой оказываются столь относительны, меня как-то в гостях попросили поставить какую-нибудь музыку с моего плеера (это было еще до эпохи стриминговых сервисов), «но только полегче, рок — ужасная музыка» — добавили они, я полистала и не нашла ничего легче, чем пару ранних альбомов поп-рок певицы P!nk, но и там было немножко дж-дж, поэтому встречено это было с неодобрением и просьбой выключить к чёрту. Оох, представляю как их бы отутюжила «Forced Entry». Вот прямо связать, чтобы не могли сбежать, и выкрутить громкость. Так, мне пора завязывать с мечтаниями, а то я кажется уже почти прошла собеседование на вакансию в Гуантанамо.

Я просто без ума от «Forced Entry». Это сумасшедший и неподвластный ураган, который проносится сквозь внутренний мир слушателя, вырывая с корнями любую растительность, он превращает леса в опустошенные мрачные равнины, и даже эта картина зловещей порухи также упрятана внутрь трека (начиная с 2:54), а некоторое время спустя «Forced Entry» вновь сокрушает своим порывом ветра... Прямо со старта она начинается с риффа на одной ноте меж двух октав, ударяющей словно молот, в ритме, почти не-читаемом (если вы конечно не вызубрили её как я после множества прослушиваний) и выстроенном на чередовании двух тактов с разными размерами (и все это под инфернально мечущуюся вторую гитару/синт). Вы могли слышать такую двухтактную фишку, например, на Schism от Tool, где чередовались 5/8 и 7/8. У «Forced Entry» все наоборот — сначала длинный такт, потом короткий: 17/16 и 13/16. В теории музыки есть разные подходы как такое описывать — слагать в комплéксный размер, воспринимая это как расширенный такт, или наоборот обозначать дискретно. (ударение в слове комплéксный это проф. жаргон, можете ставить его как вам удобно, но знайте — любой математик вам подтвердит, что кóмплексный бывает только обед)

Режиссерская задумка, если так можно сказать, композиции в том, что мы несколько раз проходим путь устремления к «нормальности»: вступаем в 17/16+13/16, это очень далеко от нормального, куплет изменяет размер на 15/16, это уже поближе к нормальности, не хватает маленькой доли до полноты формы, а уже припев врезается в 4/4, словно оборачивая энтропию вспять и приходя к порядку. Как только первый припев заканчивается (плюс фирменные распевки, не забываем о них!), система на бридже вновь обрушается в хаос под давлением разбегающегося ритма и нового размера 18/16+11/16, покуда это наваждение не отхлынет, уступив «мягкому» эпизоду песни. Дальше сквозь огромный цикл всё повторяется, покуда не находит новое ответвление (на 7:01), где ловится стабильное состояние в размере 7/8, который продлится до самого конца, до финального рефрена из самого начала. Это очень интересное решение — пустить третий цикл в рамках зафиксированных 7/8, словно компромиссное решение, сводящее все фразировки вместе, равноудаленное от всех вариаций размерности. Такой компромисс третьей части «Forced Entry» — это почти как основание Канберры, если вы понимаете о чем я.

Кстати, если что, то эта песня об одержимости. Когда следующий раз узнаете, что некий священнослужитель проводит обряд изгнания дьяволов, демонов и прочих обитателей замка Инферно, то передайте ему «Эй, экзорцист, попробуй изгнать из меня ЭТУ песню!». Да он наделает в штаны на первой же минуте и убежит восвояси изгонять бесов из лайтовых кликуш, с радостью подыгрывающих ему в их совместном театре юного зрителя!

Представьте, что вы играете с ребенком и говорите: а покажи как мяучит кошка? а покажи как рычит тигр? а как курлыкает индюк? а как звучат Leprous чтобы попасть синглом в радио-ротацию? Прааавильно, именно так, как на «Restless»! Одна из самых плотно заархивированных композиций, всё-таки чтобы тебя крутили по радио нужно уложиться в 3:30 (учитывая что в анамнезе ты не LZ, Queen или Pink Floyd, этих все же вынуждены были ставить даже несмотря порой на многократно превышенные лимиты). Но все самые вкусные приёмчики из арсенала группы, тем не менее, здесь задействованы — полиритмические сдвиги (бас гитара в припеве), резкие врывы, медитативные гитарные рисунки в куплете, а Айнар в свою очередь показывает и как мяучит кошка и как рычит тигр (но про курлыкание забыл, надо ему проконсультироваться с известным российским специалистом по этому профилю). А еще совсем незаметно здесь уложен размер в 6/8 внутри основных 4/4. Вальсовый метр используется во вступлении (и потом в бридже), а дальше при переходе в куплет, чтобы сохранить цикличность гитарного рисунка, не потеряв его отрешенной прохладности, в нем появляется стартовая пауза на сильной доли, потому он отлично ложится в 4/4. Просто и со вкусом. Для гурманов еще есть клип про расстройство пищевого поведения, а также молоденьким голеньким пушистиком Тором, которого показывают почти во всех местах, но всё же не во всех! Ах, Тор...

Но далеко от инфернальных мотивов и звучания мы отходить не будем, «Thorn» тянет нас обратно. За ширмой вполне себе благочинной песни, выходящей на металлическую поступь, отворяющую яркий припев, скрывается вторая половина с гроулом Исана и поразительным соло на трубе от сессионного музыканта. А всё ведь началось с того, что в середине песни ровный ритм соскочил в комплексные 13/4 для гитарного соло, после чего дальнейшая адская вереница была уже неотвратима. Однако чередование холодного и горячего продолжает поддерживаться, и уже на следующей «Mb. Indifferentia» после максимально обезличенного вступления и шуршания иглы винилового проигрывателя, можно словить самое сильное ощущение присутствия Стивена Уилсона и Porcupine Tree на всей дискографии наших героев. Думаю, это осмысленный эксперимент, ведь Айнар не раз в интервью признавался в большой любви к Porcupine Tree.

Leprous продолжают соблюдает паритет, и после самой тихой и спокойной песни на альбоме задвигает «Waste of Air». О, это невиданная прежде для группы мясорубка, которую я, признаться, меньше всего слушала. Всегда ски́пала, потому что для меня явно too much. Но если вы фанат экстремального металла, то вам точно зайдёт. Только не увлекайтесь слишком, а то ненароком можете пополнить число критиков, считающих что впоследствии группа свернет не туда.

Есть у меня хобби для любимых групп — задаваться вопросом своеобразных песен порталов, которые наиболее хорошо бы подходили быть телепортированными в предыдущие или последующие альбомы. Это такие связующие звенья в дискографии, которые анкорят каждый новый альбом со старым, а также закидывают удочку в следующий. На мой взгляд, «Mediocrity Wins» — это явный «якорь» из первого альбома, тематикой и смыслом он легко бы встроился туда: нарративный посыл важнее художественного замысла, как и было на одноименной Tall Poppy Syndrome, и если не считать широкого и раскатистого припева, как такого вокала здесь нет, как это было на Dare You.

Знакомьтесь, «Cryptogenic Desires» — самая короткая композиция за всю историю (если не считать инструментальное интро «Deformed Beauty» с LP0), а также одна из самых недооцененных, забытых и игнорируемых фанатским сообществом. И действительно — такая крохотулечка легко теряется в тени гигантов: среди феноменального старта первых композиций и сентиментального финала последней пары, как-то и не остаётся сил чтобы любить кого-то еще. Однако я сейчас попытаюсь уговорить вас дать ей шанс, потому что она... прекрасна! Да, она странно звучит, как-то местами излишне комически, а местами жутковато мрачно, да и в целом гармония какая-то словно бы инопланетная (мне кажется такую мелодию вполне можно ожидать от инопланетной жизни). Но вот представьте на секундочку себя композитором — а каким звучанием вы бы хотели наделить композицию с названием Криптогенные желания? Вот-вот, начинаете схватывать!

С самого вступления рифф вкатывает нас в это особое впечатление: так звучит уменьшенный лад (h-w); во всем мире две гаммы уменьшенных ладов (whole-half и half-whole, они симметричны по принципу, но звучат очень по разному, h-w свойственен экстратеррестриальный флёр, w-h более ломкий и наполненный зловещим драматизмом) ассоциируются с русским вкладом в музыкальную теорию, так как Римский-Корсаков и Стравинский методично задействовали их, извлекая множество нюансов их использования для своего музыкального повествования, иногда их просто называют русскими ладами, хотя правильней всего — октатонические. После первой прогонки риффа «Cryptogenic Desires», Leprous запускают ловушечку лишней ноты во фразе, создающей затактовый сдвиг, поэтому наш мозг тут же сбивается в силах ухватить новую ритмику, хотя как раз ритм ударных ничуть не сбился! Следом наступает черед проигрыша и куплета, которые выстроены на аккордной последовательности [Am6>Ammaj7 F/A>B7/A], создающей ощущение бесконечной винтовой лестницы, ведущей в никуда. И вот обратите внимание насколько в этом инопланетном звучании всё воспринимается не так — мажорные аккорды совсем не создают соответствующего ощущения (потому что большая часть опорных аккордов уменьшенного лада строятся через ♭5, что имперсонализирует характеры минорных и мажорных аккордов); а mmaj7 аккорд, обыкновенно столь проблемный и специфический, что давно стал олицетворением фильмов о Джеймсе Бонде (правда в полном каноне он с девятой ступенью, т. е. mmaj9 или mmaj7(add9)), звучит хоть и хрупко, но совсем не таинственно.

Если бы этой песни не существовало, я бы и представить себе не могла, что можно выстрелить настолько цепким и ярким припевом в октатонической гамме. Причем проносятся сквозь него они с невероятной легкостью, словно он дался им сам собой — без усилий. Надеюсь, они долго корпели над «Cryptogenic Desires», потому что если нет, то к черту вообще заниматься музыкой, когда у них такой гандикап гениальности, что за ними не угнаться, даже работая денно и нощно. Ниже я набросала аккорды припева, если вы достаточно рисковый человек, а ваши пальцы в прошлом олимпийские призёры по гимнастике, то можете сыграть это на скорости Leprous. Правда, аккорды в таком виде не совсем честны, потому что это скорей акустическая версия, где басовая линия совмещена с гитарной партией, так что, наверное, сыграть это капельку проще, когда вас несколько.

Asus2(b5) Asus2/E
Fsus(#4) E7#5sus
Bsus(b2)(b5) A#7
Am E7(#9)>E7(b9)

Asus2(b5) [x0120x] Asus2/E [002200]
Fsus(#4) [133411] E7#5sus [0×253x]
Bsus(b2)(b5) [7xx567] или [x2×411] A#7 [x13131]
Am [x0-10-9-10x] E7(#9) [07678x] E7(b9) [07676x]

Жаль, что Leprous почти никогда не играли вживую «Cryptogenic Desires» — всего на 5 концертах еще до выхода альбома Bilateral, один раз после выхода, а больше никогда. Если вы тоже большой фан Leprous, то вы меня поправите что вот же совсем недавно был интернет-концерт, где её сыграли! Но это не совсем честный лайв — всё-таки это мероприятие посвященное юбилею Bilateral, где они исполнили полный сет, так что было бы совсем странно не сыграть её и там. А вот вернуть её в сетлисты можно только одним способом — если её красоту заново откроют для себя многие фанаты и просьба возвращения станет массовой.

Окей, настала очередь последней пары Bilateral... Это самая отстраненная и обособленная пара песен среди всех альбомов группы: ни на одном я не могу найти настолько выбивающихся из звучания своего родительского альбома песен. Можно конечно вернуться к вышеупомянутому хобби, и сказать что они являются удочками, заброшенными в будущий стиль группы, присущий им на Coal и The Congregation, наполненные мрачностью, минимализмом и рваными риффами; однако это справедливо лишь отчасти — «Acquired Taste» и «Painful Detour» не столь мрачны, сколь мечтательны, в том самом пинкфлойдовском виде полёта фантазии; не достаточно минималистичны как их следующие альбомы; а рваность риффов здесь особенная и не уподобляющаяся LP3-4. Сама идея сногсшибательных вне-размерных риффов строится на взаимоотношениях музыкальной фразы с тактом — вы много раз слышали оба основных варианта, в первом случае рифф имеет логический финал в конце такта со сложным размером, и новый рефрен этого риффа воспринимается как необычный ритм, но имеющий право на свою инаковость, во втором случае рифф заведомо пишется неоконченным, а новый такт срывает логическую концовку музыкальной фразы, как ураган срывает крыши одноэтажных домов, новый такт воспринимается не как часть особого ритма, а как полный reset. Рваность альбомов Coal и The Congregation в значительной степени это первый вариант, а «Acquired Taste» и «Painful Detour» из всей дискографии Leprous это наиболее выраженные примеры второго, менее свойственного группе варианта использования.

«Acquired Taste» начинается со звуков фортепиано, что абсолютная экзотика для группы. Хотя Айнар и клавишник, почти не отрывающийся на концертах от своих клавиатур Nord и Prophet-6, но обычно он использует синт пресеты, а не звучания натуральных инструментов. Здесь вновь нас ожидает комплексный размер, на этот раз 17/8, сложенный из трех фортепианных строк (5/8+5/8+7/8), который лишь перед самым припевом перетекает в 4/4, причем делает это неровно и несовершенно. Некоторое время я списывала это на неопытность, до того как изучила детально все их песни и задумалась почему и раньше и позднее у них все проработано гладко, не намеренное ли это решение? Сейчас я так и считаю, что имперфекционизм это одно из художественных средств выражения «Acquired Taste», особым образом подчеркивающее лирику, тем более, что заход со второго раза (через проигрыш-интерлюдию) сделан как раз таки гладко, через изоморфный к обоим размерам переход. Хотя, второй вариант, что это своеобразный аналог радиохэдовской Identikit, когда даже всей гениальности группы не хватает чтобы идеально оформить еще более гениальную композицию, маленьким угольком всё ещё тлеет в моем сердце. Не знаю, сами решите какой вариант вам ближе, или даже скажите о своем, мне будет очень интересно.

Начало «Painful Detour» также выбивается из ожидаемого — в моем представлении такое вступление скорей можно ожидать от Avenged Sevenfold, но 30 секунд спустя лепросовские корни берут своё и начинается полный кавардак с сигнатурами — гитарный наигрыш напоминает подвешенные в невесомости фортепианные фразы от сестрички «Acquired Taste», здесь в каком-то смысле их тоже три, просто третья заменена на сегментированные обращения, которых 4 штуки. Так-так, я понимаю что вы уже в шоке от количества цифр, мною написанных в этой рецензии, но держитесь — это последняя песня, да и как можно рассуждать о сложной группе Leprous вообще без цифр? Если фрагмент проигрыша и куплета (0:33—1:07) воспринимать как цикл из 3 фраз, то его комплексный размер это (9/8+10/8+11/4), но если отсчитывать от опорных нот, с каждой из которых начинается собственная вариационная форма, то правильнее это будет описать как (9/8+10/8+6/8+5/8+6/8+5/8).

У вас не будет возможности перевести дух — никаких pre-chorus’ов, моментальный припев со сбросом сложности до 4/4, а предыдущие блуждания гитар в гармоническом миноре оборачиваются головокружительным припевом в натуральном миноре с простой, но мощной аккордной последовательностью [i-♭VII–VI-♭VII]. «Painful Detour» один из самых ярких примеров такой техники Leprous, наверное, самая важная песня, где эта техника оказалась отточена до предела, после чего они уже будут пользоваться ей в дальнейшем как мастера. Это полный дроп всего и вся: сложный размер обваливается до 4/4, сложная гармония осыпается до простой, а блуждающая фразировка на неустойчивых нотах оборачивается максимально стабильными ходами. Это буквальная лавина, спускающая нас от проговой и авангардной сложности к цепкой простоте попсовой формы. Если бы аудитория поп-музыки была толерантна к таким задвигам, то этот приём давно бы стал дефолтным для всего цеха, потому что ощущения скоростного спуска от сложного к простому совершенно неописуемые. Интересно, что это произведение искусства оказалось еще реже исполняемым, чем «Cryptogenic Desires», несмотря на любовь многих, Painful Detour была сыграна вживую всего лишь 3 раза, почти десятилетие тому назад, если вновь не считать их недавнего камерного исполнения всего Bilateral целиком.

Просто поразительно насколько в сложных материях Leprous ищут и находят красоту: когда другие хорошие исполнители вечно бьются за правильный баланс сложности и простоты, Айнар с Тором ныряют на глубину, из которой почти невозможно извлечь нечто доступное. Но раз за разом у них это удаётся, и вы можете получить одинаковое удовольствие от мелодии полностью отстранившись и не вникая как именно они сплетают это музыкальное полотно из хитрого калейдоскопа форм, так и вслушиваясь в каждое преломление пространства, наслаждаясь управляемой сложностью, гармоническими виражами, приручённым монстром хаоса.

rate 4 vee 5of5B 935fb
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика