Привет, это Vee. Дайджест о новых альбомах снова выходит! Загляните в мой телеграм. Подписывайтесь на Boosty ради эксклюзивного контента и поддержки выпуска следующих дайджестов.
Привет, я — Энди Кейдж Независимый писатель. Ищу читателей для своих книг! Я пишу в разных жанрах: фантастика, детектив, нуар, повседневность, хоррор и т.д. Если интересно, с моими историями можно ознакомиться на моем сайте.
Много дебютантов, триумф британской альтернативы, намного больше чем обычно джаза, экспериментальной музыки и авангарда, а также неожиданное первое место, которое вы точно не угадаете, пока не увидите лично - всё это во второй части лучших альбомов лета 2021 года. Если весна и осень время для мейнстрима, то зима и лето всегда выделяются большим экспериментаторством и стилистической свободой. В этом списке нет свежего альбома Leprous, потому что однажды падут оковы проектов долгостроев (а работа над сезонными итогами ведётся на изнеможение), я вернусь к марафону по Leprous, и этот альбом получит свою прекрасную и огромную рецензию.
Легенда: 🌑 - неизвестные 🕯️ - малоизвестные 💡 - известные в узких кругах ✨ - известные в широких кругах 🌟 - суперзвезды
15. Tom Kitt - Reflect US, NY / August 13 / 0.789 pts / 💡 musical / broadway
Один из самых необычных альбомов в этом списке, а возможно и за весь 2021-й год. Том Китт - композитор в самом прямом смысле этого слова, потому что пишет он мюзиклы и оркестровки, как те, что исполняются вживую, так и их мультипликационные/кинематографичные варианты. Как человек чрезвычайно опытный и много работающий, у него накопилось довольно много неликвидного материала, которому не нашлось места в основных его работах (как вы понимаете, у меня не было времени проверить все мюзиклы, нет ли там пересечений, но выборочный фактчекинг показал что скорее всего эти песни не были использованы), поэтому он пришёл к неожиданному решению - собрал их вместе, пригласил 11 бродвейских звёзд (и 2 песни исполнил сам), чтобы они воссоздали весь антураж. И хоть эти песни просто физически невозможно расставить в связном и логическом порядке, слишком уж они вразнобой, но тем не менее каждая - это флакончик с сюжетной эссенцией, словно 13 маленьких историй, выдернутых каждая из своей кульминации, где нам не суждено знать что было до и что будет после, просто отдельные эмоции, снятые с самых поворотных моментов сюжета. Альбом-архив мюзиклов: для тех, у кого есть к этому жанру симпатии, но нет времени смотреть.
14. Jonathon Long - Parables of a Southern Man US, LA / July 2 / 0.792 pts / 🌑 blues rock
И снова в нашем списке абсолютный ноунейм с некрасивой обложкой и невзрачным имиджем, у него меньше тысячи ежемесячных слушателей в spotify, а клипы никогда не набирали больше 5к просмотров. Но у меня слепой отбор и обо всём этом я узнаю лишь когда все места распределились, так что с музыкальной точки зрения попадание в топ полностью заслуженно. Насколько же крутая его композиция “The Ride”, в ней несколько смен ритмики и драйва, и буквально каждый из этих моментов ощущается как кайф. Так часто бывает, что какой-то жанр зарождается, потом испытывает взлёт, увядание, а после в полуконсервированном виде пребывает долгие десятилетия как реликт. Луизианский блюз (также известный как свомп-блюз) постигла такая же судьба - любая, даже новая, музыка в этом жанре имеет крошечный охват, и воспринимается не иначе как реликт, оставшийся от других эпох и других культур. Если хотите прикоснуться к нему, то вы знаете какой именно альбом поставить себе следующим на прослушивание.
13. Eloïse - Somewhere In-Between UK / June 18 / 0.815 pts / ✨ indie pop / soul / r&b
Самый высоко забравшийся EP этого лета за авторством Элоизы Лоуренс, которая в прошлом ребёнок-актриса, сыгравшая в паре малоизвестных фильмов, а также в популярной картине 2012-го года Broken. Но повзрослев, Элоиза поняла что фильмы это скучно, а музыка намного веселей, поэтому связала свою жизнь именно с последней. Таким образом у неё уже вышел 11-минутный EP в 2019-м, а теперь, спустя 2 года, она осилила двоекратно больший хронометраж, 23 минуты чистого наслаждения. Надеюсь, тенденция сохранится и еще через какое-то время она осилит и полноформатный альбом. Тяжело поверить, что Элоиза в действительности написала все эти песни сама, подозрения возникают как от названий - ну кто в наши дни именует 3 песни подряд классическими джазовыми названиями “Trick of the Moon”, “Intertwined” и “Who’s She”; так и от самого материала, когда слышишь эти же 3 песни, то думаешь “ой, да ладно”, после чего идёшь перерывать интернет в поисках авторства, потому что здесь явно почерк американских композиторов 30-40-х, в лучшем случае глубокое переосмысление их классики, но нет - ничего нет, кроме очень небольшой помощи (буквально по одной песне) от Бруно Мейджора и Джимми Нэйпса, которые совсем не классики, а ныне живущие люди. Так что хоть и Eloïse всячески воссоздаёт винтажную среду в музыке, но делает это лишь на своей чуйке, без очевидных заимствований.
12. Hélène Ségara - Karma France / June 11 / 0.816 pts / ✨ pop / chanson française
Вот слушаешь очередной альбом, безумно популярной во Франции, но почти что неизвестной у нас певицы, Элен Сегары, и невозможно поверить что она когда-то теряла голос, прошла через операцию на связках, долго восстанавливалась, и даже нынешние пятьдесят лет не в силах её голосу помешать. Как холодный клинок она прошибает припев “Plus jamais”, разнопланова в 9-минутном эпике “Karma”, очень красива в “Tout peut s'arrêter”, но там лучше быть франкофоном, иначе воспринимается как чрезвычайно длинная песня про ту-ту-ту-ту. Karma это не просто очередной альбом, чтобы напомнить о себе, как это принято, будем честны, у множества именитых и пожилых исполнителей, формат выпуска которых это 2 хита + “всё что попало”, лишь бы дотянуть до хронометража LP; нет - это наполненная разнообразием пластинка, в которой качество материала не падает по мере приближения к финалу.
11. Hiatus Kaiyote - Mood Valiant Australia / June 25 / 0.832 pts / 🌟 jazz / funk / fusion / neo-soul / r&b / avant-garde
Моё маленькой сокровище, которое я тайно слушала себе последние лет 8, никому не рассказывала и ни с кем не делилась им. И продолжила бы хранить тайну, если бы они неожиданно не вернулись со своим третьим альбомом. И он просто бомбический, не включить его в список лучших альбомов лета было бы обесцениванием всего этого списка, а значит пришло время поделиться такой вкусненькой группой с вами. Вообще, я никогда не ожидала, что они закрепятся как полноценная группа, растяжимо существующая во времени. Я хорошо знаю эту сцену, там типичное дело встретиться вместе, записать шизоидную дичь, максимум две, а потом разбежаться и никогда больше вместе не собираться, так что 2 альбома 2013 и 2015 с последующими годами затишья лишь укрепляли в уверенности что еще одна такая же история. Тем удивительней было узнать прошедшей весной, что скоро новый альбом. “Mood Valiant” полностью оправдал все мои ожидания гармонического апокалипсиса, а 4 песни вошли в список моих самых любимых песен Hiatus Kaiyote, это “Chivalry Is Not Dead”, “All The Words We Don’t Say”, “Rose Water” и “Stone or Lavender”. Кстати, если вы когда-нибудь смотрели любые видео Tiny Desk Concert, то знайте, что недавно туда приходили Hiatus Kaiyote и записали один из самых эклектичных и эпатажных эпизодов.
10. Lxandra - Careful What I Dream Of Finland / June 11 / 0.833 pts / 💡 pop
Первый из двух финских альбомов, попавших в топ, это дебютная работа Лександры “Careful What I Dream Of”. О чём же она мечтает? Точнее о ком... Она просто помешана на Адель, так что если у вас уже сил нет ждать новинку от последней, то обратите внимание. Песня “Sabotage”, наверное, самый яркий пример такого копикэттинга. Она одержима Эми Уайнхаус, и во всех потенциально пригодных местах пользуется её вокальными штришками. Ну и наименее заметно, потому что такие вещи всегда более сокрыты, но она мечтает быть похожей на Sia, как на именитого сонграйтера, заимствуя её композиторский почерк. Альбом “Careful What I Dream Of” максимально далёк от нахождения исполнительницей своего звучания и выявления себя как самодостаточной персоны, но чего у него не отнять, так это добротного качества материала и интереса, с которым этот альбом прослушивается, ни в одном месте не вызывая желания забросить его.
Half Waif, также известная как Нанди Роуз, отличается невероятной творческой плодовитостью, ведь за прошедшие 8 лет она выпустила целых 5 альбомов (плюс 1 крупный EP), при этом не сказать что она гонит лошадей за счёт проблем с качеством, совсем наоборот, каждый следующий её альбом получается лишь еще более зрелым, чувственным и содержательным. По образности Half Waif сильно перекликается с Терри из Le Butcherettes, но в отличие от неё Нанди безумна в разумных пределах, приправляя этим, а не портя всё блюдо. Эх, не на ту ты сделал ставку, Омар. Пятая пластинка “Mythopoetics” без тени сомнения лучшая работа в карьере Half Waif, слушать и проникаться обязательно для любого человека, следящего за современной электронной музыкой.
8. Celine Cairo - Overflow Netherland / August 27 / 0.835 pts / 💡 indie pop / soul
Обычная история, когда музыка, да и сами музыканты, рождаются из протеста, в первую очередь против родителей. Но здесь история противоположная - родители Селин плотно связаны с музыкой: её мать помешанная меломанка, собирающая огромные коллекций физических носителей, а у отца главное хобби в жизни играть на барабанах. Как-то раз мать принесла с улицы выброшенную и поломанную акустическую гитару, отремонтировала её... И понеслось. Селин быстро освоила инструмент и погрузилась в написание песен. Тонкое чутьё, свойственное меломанам, передалось дочери, позволив ей находить едва уловимые грани между жанров, очень плавно подавая свои идеи, мягко обращаясь с гармонией, выстраивать обволакивающе бархатные звуковые пейзажи, в которых одинаково красиво сочетается прохладный стазис момента и напористость развития каждой песни. Ведь главная черта опытного композитора это не написать мощный рифф или цепляющий припев, а собрать идеальную пропорцию разных качеств и подать это максимально изящно.
7. Elena Mindru - Hope Finland / August 27 / 0.849 pts / 🌑 jazz / fusion / world music / symphonic
Это просто невероятный альбом, потому что так уже давно никто музыку не пишет. То есть, вы можете зайти на любой аудиофильский онлайн магазин, и там будет много таких альбомов, но записанных больше полувека тому назад, можно поискать что-то современное, но сильно скучное, с меньшими вариативностью и модуляциями, и что самое главное - инструментальное, где вы возненавидите тембр солирующей трубы уже к середине альбома. 90% вокального джаза - компиляции и перепевки старого, а чтобы это было исключительное качество и кружило голову от неожиданных импровизационных ходов, то таких работ в наши годы выходят единицы. Для создания этого шедевра, свои усилия объединили уже широко известный в джазово-фестивальных кругах польский скрипач Адам Балдых, восходящая звёздочка финский пианист Туомас Турунен, и конечно сама Елена, родившаяся в Румынии и в детстве уехавшая изучать джаз в Хельсинки, как вы сможете убедиться сами, она в этом весьма преуспела.
6. Wolf Alice - Blue Weekend UK / June 4 / 0.854 pts / 🌟 alternative / indie rock
Wolf Alice записали альбом своей жизни, который взял, да и понравился абсолютно всем: критикам, профессиональным музыкантам, обычным слушателям, и в том числе прямым фанатам группы. Пластинка отличается разнородностью своих устремлений, группа словно в примерочной перебирает разные виды самих себя: вот мы гордость британской альтернативы, как в “Smile”, вот модный калифорнийский ASMR в “Delicious Things”, вот мы пишем пианинную балладу “The Last Man on Earth” в стиле ранней Аврил Лавин, или ретро-поп-рок The Mamas & the Papas в песне “Safe from Heartbreak”, шугейз “Play the Great Hits” и “Feeling Myself”. Но звучит это всё вместе как целостный объект, где разные грани лишь подчеркивают единство и общую ценность - не только потому, что скреплено всё лирикой Элли Роуселл, в которой она пытается найти себя в череде быстро сменяющихся непродолжительных отношений, легковесных по своей хрупкости, но тяжелых в плане эмоциональных последствий; но и потому, что спродюсировал альбом Маркус Дравс, а мастеринг сделал Тед Дженсен. У этих имён “водоизмещение” в музыкальной индустрии такое огромное, что их послужные списки здесь попросту не уместить, погуглите сами.
5. Marina & the Kats - Different Austria / June 25 / 0.863 pts / 🕯️ jazz / swing / boogie woogie / gypsy jazz
Продолжаем наше путешествие по темным уголкам мира ноунеймов, очередь дошла до Marina & the Kats, венскому джазовому проекту Марины Цеттль и Томаса Мауэрхофера, которые прежде пробовали записать несколько сольных альбомов, но потом добрали еще музыкантов и вот уже выпускают четвертый номерной альбом. Альбом “Different” крайне сильно вдохновлён бесшабашной джазовой эпохой Веймарской республики, в которой произошёл взрывной рост и формирование своей особенной джазовой сцены, которая сохранена и подспудно донесена до нас в форме спектаклей Бертольда Брехта. Но не только служением воспоминаниям об интербеллуме этот альбом ценен, но имеет он и более свежие веяния - так нарочито современный синтезатор интересно дополняет “Quiet”, и есть даже r’n’b-шная “Speak Softly”, отлично бы смотревшаяся в репертуаре любой известной чернокожей певицы конца 70-х.
4. Ben Thornewill - Quiet at the End of the Day US, KY / June 18 / 0.872 / 🕯️ indie pop / classical
Я вообще ничего не знала о Бене Торневилле, как и о группе Jukebox the Ghost, из которой он выходец, да и времени у меня в спешке подготовки этого выпуска не было, чтобы проверить настолько ли хороша группа, как и его сольный альбом. Но как же красивы его песни, одни из самых красивых песен о любви, что я слышала. Пара “Songbirds” и “Is Your Heart Tied Down?”, соединенная общей пианинной темой, одна из самых прекрасных пар песен, что я слышала за последние несколько лет. А еще открою вам один маленький секрет: Бен это маленькая реинкарнация Фредди Меркьюри! Когда проводятся такие параллели, то первым делом сравниваются наиболее очевидные вещи, и конечно в плане тембра, вокального диапазона и контроля дыхания они даже близко не стояли - Меркьюри с его фишечными дифтонгами, а также с мощными поздними сустейнами (в следующий раз, когда будете слушать, обратите внимание, как Фредди берёт ноты очень нежно, словно хрустальные фужеры, но чуть позже, там где обычный вокалист мысленно идёт к завершению ноты, Фредди наоборот накачивает мощи и подаёт больше дыхания), но для меня есть и другой Меркьюри-композитор, намного более недооцененный, тем не менее, во всех песнях, которые он сочинил вместе с Диконом (по большей части, Queen это 2 авторских дуэта, которые почти не пересекались), есть определенный композиторский подход. Если вы хорошо знаете дискографию Queen, то прослушивая “Quiet at the End of the Day”, вы тут и там будете ловить эти авторские приёмчики.
3. Orla Gartland - Woman on the Internet Ireland / August 20 / 0.874 / ✨ alternative / alt pop / alt-folk / indie pop
Кто же знал, что Орла Гартлэнд, всегда сидящая где-то за спиной и старательно играющая партии Доди Кларк, не демонстрировавшая каких-то амбиций, придёт со своим дебютником вслед за дебютником Доди и разнесёт её в чистую. Я критиковала альбом “Build a Problem” как раз за эту тусовочность, мол я, как долгопериодическая комета, давно внутри её сферы влияния, посему могу вникнуть даже в тусклый и блёклый материал, постепенно разглядев его цвета, а если вы в этой аналогии маленький Оумуамуа, который быстро пролетает мимо, то у вас немного шансов оценить её по достоинству. Такой проблемы не стоит перед альбомом “Woman on the Internet”, вам не нужно было подписаться на Доди или Орлу много лет тому назад, чтобы что-то там распробовать, он более доступный. А будем честны, все мы за пределами нашего маленького круга интересов “мимокрокодилы”, и чтобы впустить кого-то нового внутрь, оно должно работать быстро и прямолинейно. Почти любая песня Орлы вызывает офигевание и моментально заедается в голове, так что я поздравляю её с феноменальным дебютом, мало у кого получалось настолько круто с первого раза.
2. Between the Buried and Me - Colors II US, NC / August 20 / 0.877 pts / 💡 progressive metal / technical death metal / avant-garde / metalcore
Between the Buried and Me большие любители выпускать вторые части своих альбомов, возможно Томми Роджерс просто ходит на курсы начинающих продюсеров Голливуда, поэтому решил, что и в музыку надо обязательно внести правило сиквелов на всё успешное. Но если до этого в двух частях выходили Parallax и Automata, причём подряд и без больших пауз, то в этот раз группа решила “а почему бы не выпустить вторую часть на самый успешный альбом?”. В таком случае варианта было только два: это Colors 2007-го или Coma Ecliptic 2015-го, у них до сих пор огромная востребованность у слушателей. Остановились в итоге на Colors II, причём это не просто кликбейтная вывеска, а реальный сиквел по жанровому определению и “возврату к корням”™. Если вы пропустили всю драму, то вот вам краткий рекап: Between the Buried and Me группа хоть и замешавшая целую колоду жанров, но всё же очень внушаемая ко мнению со стороны, поэтому верности стилю у них не так много, так, например, когда их подписали Sumerian Records и сказали “ребят, давайте вы как-нибудь полегче будете”, то BtBaM слегка опопсели на Automata, а когда их до этого брали Metal Blade и просили чуть поменьше экспериментов и побольше нормального металкора, то они так и сделали. Фанаты более классического авангард-дэт-кора тогда негодовали, и вот донылись, что BtBaM вернулись к авангарду в Colors II.
1. shortparis - яблонный сад Russia / June 24 / 0.900 / 💡 electronic / experimental / avant-pop / dark wave / art punk / post-industrial
Всё-таки я и поклонники современной русской музыки живём в разных мирах. Все эти годы я воротила нос от shortparis, потому что я не понимаю зачем нужен навык ради навыка и эксперимент ради эксперимента, если они не инструмент для выражения/осмысления чувственного мира, и еще большее отторжение у меня вызывает острота повестки, когда тексты строчатся в пандан недавнему актуальному политическому событию. Поклонники же современной российской сцены горячо приветствуют любую актуалочку (так Порнофильмы стали чуть ли не главной рок-группой наших дней), и даже когда заумные shortparis, не очень понятные широкой публике, записали более очевидный и хлёсткий альбом “Так закалялась сталь”, который дул в те же паруса, то их тоже внесли в список групп в стиле “шапочный сбор примет времени” (я эту фразу украла у одной рецензентки с Colta, идеально сформулировано, спасибо). Насколько же огромным было моё удивление, когда после выхода альбома “яблонный сад”, его стали критиковать с одной стороны фанаты IDM, потому что группа не сменила звучание, а у них видимо принято только так, и с другой стороны любители актуалочки, потому что если ты предал тему и перестал писать песни с перечислением последних новостей за 3-4 месяца, то ты и родину предал. Это не так и в том и в другом. Альбом “яблонный сад” разительно отличается от прошлого: группа ушла от злоупотребления синтезатором и нашла для него своё место, доля прочих инструментов теперь сбалансирована, музыкальные фразировки стали отточенными и аккуратными - это их самая взрослая работа. Но и импакт этого альбома огромен, потому что он затрагивает тему растворившейся и исчезнувшей в никуда русской культуры. Один из главных вопросов русской идентичности лежит в попытке понимания что же именно произошло в промежутками меж двух поколений: богемной тусовкой поколения Зинаиды Гиппиус и подпольной тусовкой поколения Надежды Мандельштам, а после и сгинувшей вовсе (персоналии выбраны по принципу яркости свидетельства эпохи и личному вкусу, вы можете выбрать любых других авторов дневников/воспоминаний, я не настаиваю). Отсылок здесь не счесть, каждый культурный человек будет что-то находить из своего спектра интересов: интонационные кусочки романсов, обрывки поэтов серебряного века, референсы изобразительного искусства, специфически ложащиеся в контекст гаммы, узнаваемые образы акционизма.
Спасибо за то, что прочитали мою подборку. Если вам нравится моя работа, то вы можете поддержать меня любой платной подпиской на бусти/патреоне. Это сильно поможет выпуску следующих частей. Не забудьте также подписаться на мой телеграм канал, это абсолютно бесплатно, и там вы можете оставлять ваши комментарии, мнения, а также упомянуть всех тех исполнителей, которых я незаслуженно обошла стороной.