Что остается там где больше ничего нет? Там где раньше играла жизнь, мелодии переплетались в невероятные конструкции и пылая космическими музыкальными идеями, затягивая, сопрягались в сложные для восприятия, но чертовски притягательные альбомы. Остается ли хоть что-то в не останавливающемся, неугомонном мире, где вечно бессмертное молодое поколение без устали сменяет всех, кто хоть ненадолго отошел от дел. Уходит один герой, на его место вырастает новый. Я поступлю против литературных правил, и сразу раскрою главную тему альбома: «Пустота осязаема, любое событие навсегда оставляет свой след, а после смерти нас ждет бесконечная река». Философия на пересечении дзен-буддизма и квантмеха.
Подробнее хотелось бы остановиться на обложке и названии. Фанаты группы разосрались из-за музыки, но оформление альбома пришлось по вкусу всем. Вы знали что в Европе регулярно проходят выставки обложек альбомов, синглов и сборников группы? Причем проводятся они именно в картинных галереях. Все обложки Pink Floyd гениальны, наполнены массой отсылок, смысловой нагрузкой, и несмотря на то что Сторм Торгерсон умер полтора года назад, и не смог поучаствовать в создании The Endless River, эта обложка также великолепна как и все остальные. "The Endless River!", если Роджер Уотерс всегда названиями альбомов бил в лоб, не закладывая тайн и не пряча смысла, то для Дэвида Гилмора название альбома — это повод оставить больше недосказанности. Дня него вообще всегда свойственно избавляться от лишних текстов, давать больше фантазии музыке, и имя пластинки это еще один инструмент для переноса смысла из лирики в тайтл. И третий альбом эры Гилмора-Райта здесь не исключение. Поэтому на все претензии некоторых фанатов «
Э-э-э!? А где в музыке слова?» я бы ответила: «
слова всех композиций в названии».
Некоторые обвиняют группу в старости материала, низком качестве записи (кстати — весьма сомнительный тезис, так как на хорошей аппаратуре все звучит превосходно), абсолютной несовременности, мол Pink Floyd нечего сказать спустя двадцать лет, почему-то забывая про годы записи материала. Да и Флойды уже давно находятся вне времени, принадлежа 1974 году ровно настолько же, насколько они принадлежат и 2014, и 2054. Ожидать от Pink Floyd альбом, написанный под ключ любой предыдущей записи группы, было просто некорректно, в их творчестве нет двух пластинок, ставивших себе одну и ту же цель — исключение здесь The Final Cut, но во первых это единственная провальная работа Флойдов, а во вторых все мы знаем (я надеюсь) историю ее создания, если же нет, то самое время просветиться. Многие композиции на альбоме имеют отсылки к прошлым записям группы, используя запоминающиеся инструментальные ходы, по кирпичикам выстраивая потустороннюю историю группы, именно так, как это эмоционально чувствовали Дэвид Гилмор и Ричард Райт.
Альбом начинается с медитативного и ровного эмбиента, время от времени проскальзывают мелодии и мотивы, исчезая и растворяясь в музыкальном полотне точно также резко как и появлялись. Первая часть альбома (к слову — он разбит на четыре части) прослушивается очень легко и расслабленно, в голове пролетает мысль — да, это тот самый "Большой косяк". Но уже ко второй стороне (
Sum) музыка разгоняется, обретает ритм, гитары, в треке
Skins на первый план выходит Ник Мэйсон. К концу второй части обнаруживает свое присутствие Гилад Эцмон — саксофонист-виртуоз, возглавляющий музыкальную тему
Anisina. И вновь все меняется на третьей части, джазовое фортепьяно открывает целую череду коротких музыкальных зарисовок, монолитно и непрерывно сменяющих друг друга, едва слушателю удается уловить какую либо музыкальную фразу. Трек
Allons-Y прочно приковывает наше внимание отсылкой к The Walls и плавно перетекает в самую жуткую лично для меня зарисовку
Autumn '68, пронизывающую холодом, печалью и необратимостью.
Talkin' Hawkin' завершает третью часть размеренным темпом, флегматично окрашенным клавишными и гитарой. Последняя, четвертая сторона The Endless River, начинается с мрачной, грандиозной
Calling, и спустя две минуты подходит к
Surfacing, великолепному инструменталу на пределе возможностей группы. Последняя композиция
Louder Than Words, по совместительству единственная песня на альбоме — музыкальная отсылка к The Division Bell, песня-примирение, песня-реквием, посвященная дружбе группы с Ричардом Райтом.
Дэвид Гилмор заявил что это конец, ничего нового мы от Pink Floyd больше не услышим. Для людей, знакомых с ауттейками, рарными композициями и прочим неизданным материалом это весьма странно. На альбом не попало достаточно большое количество интересных демо, впрочем Ник Мэйсон не хочет хоронить группу, нельзя исключать возвращения Роджера Уотерса, да и Гилмор человек переменчивый, хочется верить что это не конец. Если вам интересно, то сам факт выпуска этого альбома случился только благодаря звукоинженеру и архивариусу Pink Floyd Энди Джексону, и только когда прогресс стал заметен, к процессу подключились все остальные. Для примера, трек, не попавший вопреки всем ожиданиям:
Для многих фанатов этот альбом оказался столкновением с их собственными представлениями о том как должна звучать группа, и они засыпали форумы горой критики. Основная мысль претензий смехотворна: «
Pink Floyd всегда делали что-то, выходящее за рамки того что мы можем вообразить, а не ту посредственность, что они выпустили сейчас». А ведь по сути Pink Floyd действительно сделали то, что фаны вообразить себе не могли — выпустили инструментальный альбом, наполненный «гудением» и «обрывками». Альбом принадлежит группе, которая уже все сказала, и лишние слова здесь ненужны, что собственно и было сделано. А комментарии вроде «
Pink Floyd распотрошила мусорную корзину» так и вовсе абсурдны — настоящие фанаты годами ищут в интернете неизданные демо-записи из той самой корзины.
Для меня The Endless River - саундтрек к «Граду Обреченному» А. и Б. Стругацких: есть цель, есть круг, а между ними вечность. Нет, это не «
типичный посмертный альбом любой группы», это очень сильная работа, подводящая итог трудного пути, который прошли пять гениев, волею случая или судьбы оказавшиеся вместе, в одной группе. Пинк Флойд растворяется в бесконечной реке, целиком и без остатка становится частью музыки, частью культуры, частью этого мира. Кто знает куда нас вынесет эта река? Кому-то она станет новым вдохновением, кому-то приятной ностальгией, кто-то в ней утонет, закончив свою музыкальную карьеру провалом, кому-то поможет лучше узнать ту эпоху, как например Autumn '68 дает стойкое ощущение того времени. И так бесконечно, без остановки, все мы войдем в эту реку, и навсегда в ней останемся.