Привет, это Vee. Дайджест о новых альбомах снова выходит! Загляните в мой телеграм. Подписывайтесь на Boosty ради эксклюзивного контента и поддержки выпуска следующих дайджестов.
Привет, я — Энди Кейдж Независимый писатель. Ищу читателей для своих книг! Я пишу в разных жанрах: фантастика, детектив, нуар, повседневность, хоррор и т.д. Если интересно, с моими историями можно ознакомиться на моем сайте.
Начать эту часть марафона хотелось бы с определения словосочетания "поп-музыка". Но взять формулировку с какого-нибудь интернет-ресурса будет слишком скучно, поэтому попробую своими силами. В широком смысле этого слова, попса - это когда в песне ничего кроме миленькой вокальной партии не остается, уже не найти там интересных ритмов, необычных инструментов, сложной конструкции, или техничности. Так вот, на The 2nd Law ничего кроме сладких вокализов не осталось, 75% альбома можно смело пускать в ротацию самых опустившихся радиостанций. Почти на всех языках википедии этот альбом определен в рамках прогрессивного и арт-рока, что вызывает недоумение. Здесь прога хватило на две песни, да арт-рока еще на две. Быть может для таких вот альбомов от групп с былыми заслугами пора ввести термин «регрессивный рок»? Кроме того, The 2nd Law – концептуальный альбом, а все концептуальные альбомы делятся на две категории: натуральные и надуманные. В первом случае (Dark Side of the Moon, Tarkus, In Absentia) никаких сопутствующих комментариев, никаких пояснений мы не получаем, ясно что что-то есть, вот вам лопата, вот вам монокль, сами копайте, сами разбирайтесь. И знаете, именно в таком случае обнаруживается и смысл и концепция. Но есть второй тип — натужно надуманный. Здесь автор расскажет и разжует каждую свою мысль, дав несколько десятков интервью. Как вы уже догадались, The 2nd Law принадлежит ко второму типу. Что именно в нем концептуального, вам не составит труда нагуглить самим, если вам это конечно интересно, поэтому я пропущу этот шаг. Никакого глубокого смысла вы здесь не найдете (а если таки обнаружите, то введите также запрос "СПГС"), концепция притянута за уши, есть пару песен о втором законе термодинамики, есть о заговоре банков (каким образом связано одно с другим — неизвестно), все это разбавлено песнями о любви — вот и всё. Зачем был нужен весь этот маскарад — непонятно. Но, тем не менее, обложка красивая.
Первая песня альбома "Supremacy" введет вас в заблуждение вне зависимости от ваших музыкальных вкусов. После релиза альбома на просторах сети можно было почитать мнения фанатов попсового Muse, что мол альбом отличный, но вот дескать многие не стали слушать, подумав что весь альбом будет в стилистике оупенинга. Почитателей раннего Muse, открывашка также введет в заблуждение, создав впечатление что и весь дальнейший альбом будет в таком духе. Но нет, второй подобной песни нет ни только на всем последующем альбоме, но и вообще в дискографии Muse. При ознакомлении возникает мысль: «ну давай же, Доминик!», потому что динамики ударных катастрофически не хватает, но после нескольких прослушиваний начинаешь понимать что группа использует такой инструментальный ход. Supremacy также очень интересна аранжировкой, сочетающей духовые и струнно-смычковые, что является умеренно трудной задачей, так как в большинстве случаев они взаимно вытесняют друг друга. На второй песне выясняется что Крис на самом деле давно завидовал Мэттью, и тоже хотел гитару, по которой можно елозить пальцем. Купить бас-гитару с тачпадом (Стив Джобс был бы доволен) ему удалось к песне "Madness", где он тут же, недолго думая и сыграл на ней. Собственно, к чему я вспомнила Стива Джобса? А к тому что и Джобс и Беллами гениальные мошенники (слово «гениальные» конечно же только для того чтобы яблофилы сильно не бомбили), создающие продукт из ничего. Приятный мотив плюс один уникальный сэмпл, да это же рецепт всей эстрадной музыки за последние лет десять. Кстати, Madness была номинирована на Грэмми как лучшая рок-песня; мир, что с тобой не так?
Третий номер — потрясающая песня "Another Panic Station Bites the Dust", где творческий талант Беллами вырос на беспрецедентно новый уровень, сотрясая основы мироздания исключительностью своего произведения. А что если сочинить еще одну United States of Eurasia, только на спортивную тему, аккурат к Олимпийским играм? Так появилась "Survival", ставшая гимном этих самых игр, прозвучавшая один единственный раз, на закрытии, такой вот странный гимн. Это как если бы гимн Советского Союза прозвучал в истории только один раз на августовском путче ГКЧП. С "Follow me" получилась вообще интересная история - за пару месяцев до релиза, Muse сделали вброс что весь альбом будет состоять из дабстепа, что было воспринято большей частью фанатов с ужасом. На деле все оказалось не так страшно, дабстепа совсем немного, и такие эксперименты группе сошли с рук. Однако мне все также остается непонятным — есть разные увлечения: перфоманс, музыка, семья, дети, но зачем все это замешивать в одну песню? И зачем транслировать во вне какой ты хороший отец?
Второй песней, удерживающей лавры прог-группы, стала "Animals", целиком сыгранная в необычных для Muse 5/4, прежде им было свойственно как в Supremacy просто чередовать разный темп и простенькие размеры. Песня особенна и тем что гитара развивает тему на протяжении всей песни. С творческой точки зрения, на Animals альбом заканчивается, эта песня стала бы хорошей концовкой, но у создателей был другой взгляд и далее идут аж три пары композиций. "Explorers" и "Big Freeze" – две серенькие песни, которые сколько раз не прослушай, они все равно в памяти не оседают. Эта парочка - отличный пример того что Мэттью поднаторел в написании песен, и в случае нехватки материала для выхода на классический тайминг в 50 минут, у него всегда найдется наполнитель.
Следующая пара — песни за авторством (и вокалом) басиста Криса Уолстенхолма, одна из них "Save me" – унылая повесть о том что пить плохо, не пить хорошо, а женщины должны терпеть, пока пьяное быдло перестанет быть таковым. Вторая, "Liquid State", хоть и более жесткая, но несет похожую тематику, а также испытывает одинаковые проблемы, таким песням не место на альбомах группы. Ну ладно, вы молодцы, и хотели показать какие вы на самом деле друзья, и как уважаете друг друга, но почему бы не выпустить делюксовую версию альбома, где эти две песни будут спеты также в версии Беллами? С другой стороны, очень хорошо что Muse нам продемонстрировали чем они на самом деле являются как исполнительский коллектив. Если удалить из музыки Muse особенный голос Мэттью Беллами, и особенный композиторский подход опять же Беллами, то у группы не останется ничего. Ни одной искорки, ни одной особенности. Если дать исполнить любую песню оркестру Бенни Гудмена или Гленна Миллера, The Beatles или The Rolling Stones, Queen или Pink Floyd, произведение, пройдя через их творческую призму, получит особенный почерк. Потому что эту песню постараются интерпретировать настоящие музыканты. Здесь же, две песни, написанные не посторонним человеком, а «полноправным» участником коллектива. Но звучит ли это как Muse? Нет, это больше походит на какой-то ню-метал вроде Korn или Linkin Park. Думаю, вопрос о том что участники Muse уникальны как музыканты можно снимать.
И последняя пара — это дилогия "The 2nd Law". Muse очень хотелось повторить успех предыдущей Exogenesis, поэтому как и прежде не связанные музыкальной нитью кусочки, на этот раз их два. Про "Unsustainable" в общем то и сказать нечего — хотели эпатажа, хотели удивить. Удивили. Как и всегда в таких случаях, эпатаж выветривается и все быстро забывается. А вот "Isolated System" мне понравилась, она в духе повзрослевших Muse которые вспомнили что у них осталась неоконченная демка времен Hullabaloo. Произведение звучит очень атмосферно, и наверное неплохо бы смотрелось в качестве саундтрека к какому-нибудь видеоряду. Я даже слышала что ее использовали в каком-то фильме. Правда я кино не смотрю, и поэтому подтвердить, так это или нет, не смогу.
Кто-то конечно скажет что это все фанатское нытье по тем временам когда Muse были другими, рок был в расцвете или трава зеленее. Пусть будет так, кого-то переубеждать дело неблагодарное, но я хочу чтобы вы приняли во внимания такую вещь как рыночная ниша. Что отличало Muse от других молодых групп в `98-02? Желание играть максимально сложную и эклектичную музыку из того что может воспринять широкая аудитория, то есть работать на пределе, на границе симпатий толпы. Ни для кого не секрет что популярность развращает, а лень всегда заставляет добиваться целей меньшими усилиями, в ущерб качеству, но на то уникальные группы и существуют, чтобы оставаться таковыми при любых обстоятельствах. Развиваться и находить новую подачу нужно в новых вызовах самим себе, и хоть в части песен The 2nd Law группа так и поступила, но увеличивающаяся с каждым альбомом доля попсы несколько смущает. В качестве примера я всегда люблю приводить поп-группу Maroon 5. Их дебютный альбом Songs About Jane – очень неплохая работа, хоть софт и соул, но слушать приятно. И тогда, после его релиза, многие считали эту группу перспективной. А к чему это пришло буквально на втором полноформатнике, все мы знаем. Очень бы не хотелось увидеть в такой же ситуации Muse через пару тройку альбомов.