Иногда бывают такие неприятности, когда больше чем за месяц альбом сливается в сеть. Фронтмены группы Дэйв и Винсент Кавана были этим очень огорчены, начав достаточно настойчиво требовать всюду в сети удалять ссылки на новый альбом "
The Optimist", за что были подвергнуты массовой травле со стороны пользователей "мол, зажрались там", "какие идиоты пытаются заработать на продажах в наше время?" или "наивные дураки, думали альбомы не утекают?". И несмотря на то, что мои позиции скорее пропиратские, в этом кейсе я на стороне
Anathema, так как слив почти за 40 дней до релиза это не одно и то же что слив за 3 дня. В урну теперь летит всё - тизеры, синглы, видеоклипы, промоушн на радиостанциях, теле- и интернет-трансляциях, гостевые эфиры в форматах Late Night Show, и так далее. Это всё теряет смысл, кроме того еще и у современной аудитории очень плохая концентрация, и через месяц не многие вспомнят что надо бы купить альбом. А купить альбом надо, потому что Anathema - это совершенно редкая драгоценность, на их фоне даже многие классные группы выглядят дешёвыми пустышками, так что я очень надеюсь что продажи смогут окупить те 130000$, что были затрачены на запись. И призываю тех из моих читателей, кто, также как и я, считает Anathema одной из самых выдающихся групп современности, не забыть 9 июня купить альбом, пусть и не в iTunes за 10$, что многим покажется чрезмерным, но хотя бы и на любой другой площадке.
Сразу прошу прощения, но мне удержаться от досрочного прослушивания было просто невозможно, Anathema входит в пятёрку моих самых любимых групп современности, тех групп, из-за кого стоит жить, ради того чтобы просто услышать их хотя бы раз. Даже будь у меня гигатонна воли, я всё равно бы неприкаянно, рассеянно и бесцельно слонялась весь этот месяц, совершенно потерянная и неспособная не то что рационально, а и просто мыслить, зная что альбом уже есть. Еще раз прошу прощения у Anathema, что я просто физически не могу побороть свою аддикцию, зная что доза уже в сети.
Должна сказать, что альбом - самый качественно записанный из всех, что я слышала в этом году, особенно в сравнении с дурно звучащим
Spirit от Depeche Mode. Я конечно не звукоинженер, но рискну предположить что The Optimist из тех альбомов, которые время от времени понемножку задирают планку качества всё выше и выше. Такой чистый звук определённо стоил затраченных денег.
В последний раз вернусь к теме слива - после того как я прочитала твит группы с примерным смыслом "не нужно прикрываться обезличенным словом утекло, его кто-то слил специально", я вдруг натолкнулась на косвенную улику - альбом уже есть в яндекс.музыке! И введя в поиск "Anathema [любая песня с альбома] yandex music", ссылки вели неизменно на уже
существующую страничку Яндекс музыки, закрытую тёмной заглушкой, что навело меня на мысль, что именно эта компания может быть и виновна в сливе. Дабы окончательно удостоверится в этом, я проделала то же самое со всеми крупными альбомами, что будут выпущены за ближайший месяц - и их там нет, хотя зачастую альбомы присылают за 2-8 недель, быть может страницы с заглушками уже и созданы, но у Google не было повода их индексировать. После этого я проверила все альбомы, оф релиз которых еще не наступил, но слив уже был - и снова тот же самый результат - эти страницы даже если и существуют, то абсолютно не индексированы. Я никого не хочу обвинять - быть может я заблуждаюсь, или это намеренный демарш, или программный сбой, или даже атака хакеров, в последних трёх вариантах ответственность за прямой урон группе лежит на яндекс.музыке, в этом случае альбом был доступен как минимум столько времени, сколько было нужно алгоритму для индексирования. Я написала письмо к Anathema, где поделилась своими соображениями.
Итак, первый трек "
32.63N 117.14W", инструментальное интро, отсылающее нас географически, на пляж серебрянный берег, что находится на косе/мысе под Сан-Диего; смыслами, к обложке альбома "A Fine Day to Exit"; а концептуально - к тому месту, где в последний раз видели таинственного главного героя этого альбома.
"
Leaving it Behind" - это закрепившаяся традиция начинать альбом с динамичного трека, уже четвертый альбом стартует так. Композиция с первых секунд очень интересна, и я бы сказала, показательна для стиля Anathema, они часто играют песни, сбивающие с толка своими странными размерами, которые непрофессионалу непонятно как устроены. Раскрываю тайну - на самом деле здесь 4/4, но (!) цикл каждой музыкальной фразы длится 11 тактов, по-правильному это называется период, и даже если бы период был в 12 тактов, звучало бы странно, так как мы мысленно ожидаем финиш фразы на 4, 8, 16 (и т.д.) тактов, но здесь срез происходит еще раньше, создавая одновременные противоположные ощущения растянутости риффа и его неожиданно-досрочного отсекания.
В композиционном плане песня абсолютно гениальна плавным введением инструментов и искусным поддерживанием всё возрастающего градуса закипания. Начав с драм машины с подзвучиванием лёгким синтом неударных долей, последовательно вводится электрогитарный рифф, вокал, корректировка риффа для первого припева, ударные на втором куплете, затем бас-гитара, и... последняя щепотка... встраивается бубен и взрывает композицию! Бубен! Всего-то и нужно было общее приглушение на треть секунды и синхронный возврат вместе с бубном, как на втором припеве песня обретает максимальную плотность. Это шикарно, это выше всяких хвалебных слов, добавьте эту песню в учебник по композиторскому мастерству, такой гениальный пример просто обязан сохраниться сквозь века.
И снова по традиции, второй трек "
Endless Ways" лирический, с волшебной Ли Дуглас на вокале. Кладовая воздушных, нежных, хрупких и невесомых мелодий группы Anathema по прежнему неисчерпаема, я таки раньше еще смела усомниться в этом, но после того как в 2014-ом услышала проникновенную "Ariel", пристыдила себя и поняла что композиторский талант Дэниэля Каваны безграничен и просто переполнен такими темами.
Приоткрывающий немного завесу тайны о герое повествования и продолжающий традицию третий трек "
The Optimist", как и на прошлых альбомах, поётся мужским и женским голосом вместе. Вообще, я этого терпеть не могу, это почти всегда звучит пошло, богатый и многосторонний мужской голос и изящный, но отнюдь не столь разносторонний, женский голос, просто всегда портят друг друга своей несочетаемостью. Тем более в такой тонкой для восприятия музыке. Но из всего этого есть одно громадное исключение - сама Anathema, в которой голоса Дэйва и Винсента Кавана идеально сочетаются с лирическим вокалом Ли Хелен Дуглас. Просто послушайте Ariel, которую я уже упоминала, чтобы в этом удостоверится лично. Никакого пошлого или сексуального подтекста не чувствуется в этом слиянии, только возвышенное сочетание двух энергетик.
"
San Francisco" - единственный номер, показавшийся мне скучным. Не потому что инструментальная зарисовка, а потому что не хватило ни динамики, ни мелодического разнообразия для развития. Хотя, в концепцию, опять же, всё ложится идеально.
"
Springfield" - трек, который я расслушала только с энного раза. Это, с одной стороны, так просто, что я уже, быть может, сотню раз в испровизациях наигрывала такую (и похожие темы), и с другой стороны, это так сдержанно и спокойно, так идеально раскрыта и развита простейшая тема, как это под силу только Anathema.
"
Ghosts" - очень инертная и созерцательная песня за исполнением Ли Хелен Дуглас это также одна из визитных карточек группы, на каждом альбоме можно найти такую, и в то же время, они все такие разные, похожие по настроению и далекие в музыкальном плане друг от друга. В этой песне струнно-смычковые вытесняют клавишные с главенствующих ролей, хоть последние и удерживают лидерство на протяжении почти всего альбома.
"
Can't Let Go" - первая песня, своим метром ударных долей акустической гитары сделанная в стиле Radiohead, очень напоминает "
Weird Fishes Arpeggi", под конец песни поймала себя на мысли что я подсознательно накладываю хэдовскую бас-гитару, которая там тоже ворвалась под финал композиции. Никакого плагиата, обе композиции прекрасны, скорее даже я бы сказала что здесь Anathema играют ...с разгромным счётом на поле Radiohead.
"
Close Your Eyes" - я даже не буду рассказывать о тех чувствах, которые ураганом проносятся сквозь меня во время её прослушиваний, они настолько интимны, что я не смогу пройти меж сциллой и харибдой, не скатившись ни в пошлось ни в банальность, чтобы передать это. Не знаю, вы можете попробовать ощутить это сами, глубокой летней ночью на открытом воздухе и в наушниках, следовать всему, что она вам пропоёт.
"
Wildfire" - второй номер в стиле Radiohead, очень напоминающий нарастающим давлением перкуссии композицию "Videotape". Вначале показалась мне слегка скомканной и с размытым вокалом, но Anathema умеют раскрывать песни, в финале звуки обрываются в очень тревожную мелодию.
Финал альбома - "
Back to the Start", подводящая итог в духе привычной южной американской мелодии, в дальнейшем очень умело и со вкусом развивается симфоническими инструментами, припев этой песни стилистически сделан в стиле
Стивена Уилсона, но тут нечему удивляться, наш Стивен давний приятель и поклонник Anathema, который ради желания познать все тайны группы, даже дважды продюсировал и сводил её альбомы. А как я уже раньше делала предположение - Стивен Уилсон это ведьмин студень из Пикника на обочине, делает похожим на себя всё, с чем соприкасается.
Начиная со своего третьего этапа творчества, когда в 2001-ом году, после второго развала состава все оставшиеся музыканты просто созвали своих сиблингов, и группа стала проектом двух семей, сильно смягчив своё звучание присутствием Ли и инструментально усложнив его, дабы компенсировать потерю палочки-выручалочки под названием дисторшн, Anathema перестала куда-то шагать в принципе. Поэтому вопросы про то, новый альбом шаг вперёд ли, назад ли, иль в сторону - абсолютно бессмысленны. Anathema перестала существовать в таких простых категориях, она скорее прорастает в неожиданных местах, раскрывает свои соцветия, распускает свои увесистые кроны, будто создаёт впечатление что всегда здесь и была. И эта сложная дипластия флегматичности, меланхолии, романтичной элегии и сложной синкопы, приводящая поворотами своих мелодий в волнительный трепет восхищения, будто всегда смотрит куда-то сквозь тебя, в вечность.