
Все знают о "клубе 27". А знает ли кто-нибудь о "клубе 25"? Он, конечно, не такой многочисленный как "клуб 27", но тоже заслуживает не меньшего внимания, как со стороны ретрофилов, вроде меня, так и со стороны людей желающих стать ретрофилами. Хех, шучу. Итак, входят в него, пока, только трое, а точнее те кого я вспомнил, но если кому придут на ум ещё имена - милости просим. Моя цель не провести "серьёзный и вдумчивый анализ", а просто напомнить о некоторых именах расположенных чуть поодаль от мейнстрима.
Рэнди Роадс и Томми Болин, ясен пень, не являются таковыми, ибо чтимы и обласканы в полной мере, а вот Пол Коссофф, гитарист первого состава великих Free, не смотря на свою гениальность, по прежнему, стоит, как-то, особняком, хоть и входит в какие-то там хреновы списки, на которые нынче большинству наплевать. Я не буду описывать его вклад и значимость, перечислять биографические факты. Этого и так в избытке. Я даже не стану акцентировать внимание на главных альбомах и хитах, ибо All Right Now, и так, только глухой не слышал. По мне, так всё что он делал, в той или иной мере, заслуживает внимания.
Настоящим же откровением, для меня, являются два первых альбома Free. Первый - Tons of Sobs, в большей степени, блюзовый, и даже содержит ряд стандартов, а вот второй это "музыка сфер". Знаю, найдутся любители, разложить всё по полочкам, и устроить жанросрач, но мне не хочется его втискивать в прокрустово ложе, как и не хочется проделывать то же, с целым рядом, других гениальных альбомов.
Считаю что такие вещи надо просто слушать, и делать выводы. Лично в моём топе он на самых высоких позициях. Конечно, можно сослаться на пресловутый "синдром утёнка", но доводилось слышать положительное мнение и от людей, куда более значимых, к примеру, от знаменитого ведущего, битломана, знатока и авторитета в области рок-критики, Владимира Ильинского (того что является сыном "товарища Огурцова" из "Карнавальной ночи", если кто не знает). Ему тоже, как и мне нравятся эти альбомы.
Стилистически, если же всё-таки кому-то нужны маячки, это помесь блюз-рока, психоделии, и местами даже... славянских мотивов, как в последней песне второго альбома. Хз, откуда это там взялось? С одной стороны в родословной Коссоффа затусили и русские, в том числе, а с другой стороны, песня за авторством Andy Fraser & Paul Rodgers. Возможно частично славянская харизма гитариста поднакрыла и остальных участников, но факт остаётся фактом, львиную долю материала, на втором альбоме, написал, недавно покинувший нас, Энди Фрейзер, которого я могу назвать в числе своих любимых авторов в роке, да и не только, ибо, как известно, он практиковался и в смежных жанрах, где, в немалой степени, преуспел.
Далее был успех, уход Коссоффа в свободное плавание... Затем его, окончательно, доконал, свирепствовавший, в те времена (да и в наши собсно, но в меньшей степени) среди рокеров, недуг... Ну а о карьере остальных участников, все знают не понаслышке. На развалинах Free родились Bad Company, попавшие под крыло LZ, и снискавшие заслуженную славу. Run with the Pack, имхо, это ещё одна из недостижимых вершин, из классики 70-ых. Из занимательных фактов следует также отметить что многие из отцов-основателей саузерн-рока называли Free своими вдохновителями.
Роджерса нынче не знает только слепо-глухо-немой, ибо он принял участие во всенародном конкурсе "Кто ещё хочет... комиссарского тела спеть с Queen". Bad Company вроде собираются, что, к сожалению, почти, со стопроцентной вероятностью, не грозит Free. Ну разве что в виде квази-проекта, как нынче существуют Slade, Sweet, T.Rex... и ещё ряд названий, ничего окромя бренда за собой не несущих, но хочется надеяться на то что у них хватит ума не делать этого. Вот так, немного скомкано и блуждающе, но искренне... далее - кагрицца "имеющий уши...".
«Вы никогда не задумывались что любые великие и грандиозные события, происходящие в нашей жизни, это всего лишь вишенка на торте, вершина айсберга, они становятся возможными только потому что внутри, ниже "уровня моря" происходят глобальные, скрытые от наших глаз процессы? Не стоит переоценивать роль личности в истории, ровно в той же мере как её не стоит и недооценивать. Для того чтобы появился Эдисон, с той самой привычной нам лампочкой, нужны сотни вполне себе удачных попыток, и тысячи неудачных, но для макроистории, той которая становится достоянием образованного человека, все те сотни ученых и изобретателей, что понемногу вложились в каждое открытие, это остается за кадром, за пределами нашего восприятия. Это всё и есть скрытая от наших глаз часть айсберга, и в ней есть как свои неудачи, так и свой достижения. В музыке происходят похожие вещи, тот пик, на котором расположилась великая троица хард-рока - Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath, стал возможен только потому что являлся частью большого нового движения, и если три вышеуказанные группы вписаны в историю музыки до тех пор пока человечеству вообще есть дело до музыки, то множество достойных групп, повлиявших на становление жанра, остались за бортом. Одна из этих групп это Free.
Хотите честное признание от меня? Я никогда не любила всей душой то, во что в дальнейшем развился хард-рок - все это утяжеление в хард-н-хэви и так далее в сторону метала, там есть отдельные хорошие песни/группы, но я думаю что идеальный баланс между ясно читаемой инструментальной начинкой, умеренной плотностью музыки и драйвом был именно в эпоху хард-рока 70-ых и конца 60-ых, дальше пошли перекосы в разные стороны. Free слушается именно так, не "давит на уши", не тяготит, не нагоняет усталость, это именно та музыка, которая ставится на часок, чтобы поднять настроение и получить кайф от "настоящего рока". Если вы уже успели пресытится известными именами в хард-роке, значит вы что-то делали не так значит пришло время послушать Free.» - Vee