Два дня назад вышел мини-альбом
No Plan, приуроченный к 70-летию
Дэвида Боуи с записями, не попавшими на его последний прижизненный студийный альбом
Blackstar. Аберрация близости событий постепенно спадает, позволяя всё ярче и отчетливей видеть всю его значимость для мира музыки, для её развития, для её становления. Он создал шоу, как таковое, он научил всех как именно нужно вести себя на сцене, до него любое живое исполнение это был набор скучных стоек, после него - пылкий, артистичный и особенный перфоманс. И если попытаться хоть как-то обозначить важность роли Дэвида в истории современной музыки, то разумней всего, как мне кажется, проводить аллюзию с кинематографом. The Beatles создали пусть и черно-белое, но кино, Дэвид Боуи сделал его цветным.
На EP "No Plan", кроме песни
Lazarus, можно услышать еще три композиции, которые особо расторопные поклонники уже оценили в октябре, когда они были выпущены вместе с саундтреком Lazar(us). Песня "
No Plan" это действительно такой маленький паззл, который никак не меняет общей картины восприятия Blackstar, но является приятным дополнением, звучащим как часть этой работы. По мнению многих фанатов, "
Killing a Little Time" выбивается из звучания, и на Blackstar ей бы не было места. Что ж, может быть, но по мне как раз абсолютно наоборот - эта песня будто бы вторая половинка Sue, альбом бы не потерял, окажись она его частью, пусть даже на позиции сразу за Sue. Ну и "
When I Met You" - звучит уже куда привычней для классического Боуи.
Но в этой заметке мне бы больше хотелось спустя год подвести некоторый итог. Нет, не жизни Боуи, он сам лучше кого-либо подвел его. Подвести итог того социума, частью которого мы являемся, переполненного массой людей, набивающих себе цену по любому поводу, без оглядки на какую-либо этичность:
Стало известно кому? Самому Боуи - думаю даже еще раньше, когда он узнал о HCV. Его близким людям - скорее всего тоже. Как сегодня становится понятно, о его болезни знали или догадывались примерно 100 человек, и я думаю стоит поблагодарить их, что они дали возможность Дэвиду Боуи разыграть его последнее шоу так, как он сам того хотел, поблагодарить за то, что не стали сливным бачком для грязных папарацци. Но что тогда стало известно автору вышеприведенной цитаты? Да действительно, в 12-13 годах ходили слухи о болезни Боуи, если вы не поленитесь поискать источники за это время, вы и сами убедитесь каково рода эти слухи, никаких серьезных сми, никаких точных диагнозов, только всякая падкая до сенсаций шелупонь строила одни предположения на других, и в то же самое время почти все известные периодические издания спустя некоторое время выступили с опровержениями. И как бы отвратительно это не звучало, я скажу это - вы можете взять практически любого ныне живущего известного пожилого человека и поискать слухи о его "неумолимо приближающейся кончине". Вы их найдете. А для полной чистоты эксперимента, возьмите любого популярного человека старше 80 лет и поищите слухи о его смертельной болезни десятилетней давности. Да-да, прямо ограничьте поиск до 2007 года. Простите, если из-за этого вы потеряете веру в человечество, давно было пора. Увы, но СМИ, занимающиеся этой гадкой нишей, просто переполнены такими материалами, я уже не говорю о том, что все некрологи уже написаны, и будьте уверены - для большинства их тех, кто умрет в предстоящем году в возрасте 70+, некрологи уже пылятся лет 10 как. Это та причина, по которой я стараюсь избегать этой темы, так что простите меня за то, что я не пишу о смертях.
Надо сказать что этические соображения это также что-то чуждое как для таблоидов, так и для большинства околомузыкальных порталов. Альбом можно было послушать целиком еще 6 января, и у всех тех, кто хотел написать о нем было 4 полных дня, вполне достаточно чтобы это сделать. Но кому до этого было дело? Ну подумаешь, пенсионер от мира музыки что-то там состряпал, кого вообще это парит?! Но всё изменилось 10го числа, когда мимо стала проплывать тонна трафика, вызванная оторопью публики и широким обсуждением. И это была очень яркая граница, ибо все авторы, кто написал позже (как в российской прессе, так и в английской) вдруг стали феноменально проницательными, они стали писать как давно они это предвидели и как они всё знали с самого начала. Я думаю что если бы Боуи умер спустя 2 месяца, то альбом так и остался бы незамеченным.
И вновь после смерти Боуи, как и после смерти любого известного человека, повылезла куча людей, поносящих Тони Висконти и рассказывающих как оно на самом деле было и как этого хотел Дэвид. Не знаю как это возможно - считать слова человека, плотно работавшего с Боуи последние 35 лет, враньем, и строить гипотезы, противоречащие интервью Тони Висконти, включая даже дикий бред про желание Дэвида Боуи нагрести деньжат напоследок. А если не для себя, так для семьи. Вот да, само собой разумеется, без этого, конечно, не хватало вообще ни на что, а теперь то зашикуем, роялти с трех десятков легендарных песен, непрестанно исполняемых везде где только можно, явно не хватает, а вот деньги с продажи по большей части никому не интересного (кроме эстетствующих личностей), давайте признаем, что только гигантское уважение к фигуре Боуи позволило большей части людей дослушать альбом до конца, так как он слишком энигматичен для широкой аудитории, так вот, на этом альбоме Боуи уж точно разжился состоянием, ну не бред ли? Я уже не говорю что деньги как-то теряют свою покупательную способность при аутолизе или кремации.
Меня несколько раз спрашивали с самых разных сторон (в том числе и в комментариях), не хочу ли я отредактировать статью, кто-то намекал что можно исправить мои догадки о песне Lazarus, хоть и влекомые в правильном направлении, но достаточно туманные, придать им ясности и точности, кто-то настаивал изменить статью, придав ей нарочитой траурности, кто-то вообще требовал переписать с нуля. В общем-то, у меня как не было желания отвечать на эти вопросы, так нет и сейчас. И в то же время в этом больном показном моралистском обществе, привыкшем к трауру в парадном галстучке, с лицемерной гримасой, точным расписание времени начала и окончания скорби, и дикой ненавистью ко всем, кто переживает утрату глубоко внутри как личную трагедию, не разыгрывая напоказ пошлый траур, нужно сказать хоть что-то, чтобы не оставлять в холодном одиночестве всех тех, кто не желает участвовать в этом публичном балагане. Когда умирает кто-то близкий, родные часто оказываются не в силе что-то изменить в тех вещах и местах, которые оставил этот человек, и только нужда может заставить их спустя некоторое время внести изменения в эту застывшую экспозицию предметов. А у меня есть моя статья, написанная и опубликованная еще в тот момент, когда Дэвид был жив, это мой мотылек, застывший в янтаре, ни одной смысловой ниточки в ней не изменю.